Фотоотчет Анатолия Бызова. Предлагаем вашему вниманию рецензию «Не утонет в речке мяч…» Марины Дмитриевской, опубликованную интернет-порталом «Петербургский театральный журнал» на спектакль «Утиная охота» театра «Мастерская» Григория Козлова. НЕ УТОНЕТ В РЕЧКЕ МЯЧ… А. Вампилов. «Утиная охота». «Зилов — не Шпаликов. И не Вампилов. И не Высоцкий-Довлатов-Ефремов-Даль — все те, кто, включая Алексея Девотченко, Сергея Бехтерева и самого Григория Козлова, — мелькают на ч/б кадрах старых фотографий в прологе спектакля, сразу за киножурналом «Новости дня» с рекламой пива «Жигулевское». Зилов — не они, оставившие нам пьесы, песни, спектакли и высказанную до точки тоску. Виктор Зилов, чью неудавшуюся жизнь героя очередного потерянного поколения и завсегдатая кафе «Незабудка» мы оплакивали много лет слезами бесконечного отечественного дождя, — оставил нам, в сущности, немного. В его творческом наследии — подделка реконструкции фарфорового завода, вопрос «А не застрелиться ли мне?» в открытом финале и несчастные Галина, Вера и Ирина. Вот они стоят у тела Зилова в начале и в финале нового спектакля Г. Козлова в «Мастерской». Их жаль. Его — нет. Зилов пуст, пол, недраматичен. Потому он наполняет эту пустоту каждой следующей ситуацией, он ловит эти ситуации — и, как актер, «на пердячем пару», проигрывает их на полную катушку: достоверно орет, наезжает, витийствует, переворачивая все в свою пользу. И все это без слез, без любви, мгновенно обживая итоги своих жестоких игр — как следующие «предлагаемые», и только. Надел обручальное кольцо, вернувшись домой, — снял, выходя из дома. Разные «предлагаемые». Они — Шпаликов-Высоцкий-Ефремов — выпили свой застой, но и вылили тоску этого застоя в слова и роли. Сегодня в Зилове, которого играет актер другого поколения — Евгений Шумейко, нет ни желания высказаться, хотя бы молча, ни того непереносимого кислородного голодания, которое было, скажем, в Зилове — Александре Чабане (прекрасная «Утиная охота» Ефима Падве — 1989). Тот жил в безвоздушной теплице с сухими травами высохшего болота, на котором не может быть никакой живой жизни, даже уток. Сегодняшний Зилов — хам и невротик — живет среди прозрачных окон, за которыми идет бесконечный дождь и нет никакого пространства. Он хмур, инфантилен и галлюцинирует «веселыми картинками» из времени своей жизни. Первыми в его похмельную «белочку» приходят Хрюша и Степашка из «Спокойной ночи, малыши», а дальше являются Саяпин и Кузаков в образах Чацкого и Молчалина («Чины людьми даются!») и Брежнев-Кушак, произносящий речь с трибуны. Он целует Зилова легендарным поцелуем, адресованным вообще-то Хонеккеру, и ему аккомпанируют Гагарин с пивом «Жигулевское» и голос Пьехи «Это здорово, это здорово, это очень-очень хорошо!». Григорий Козлов, конечно, ставит про себя, про поколение, про завещанную черно-белыми великими старшими эмиграцию в пьянство, он метит «Утиную охоту» метами из спектаклей-легенд. Расставаться — так со всем. Например, однажды включается «Чаттануга Чу-чу», и на новоселье у Зилова герои начинают танцевать, цитируя «Взрослую дочь молодого человека» А. Васильева, только с поправкой: за Бэмса тут Саяпин (Олег Абалян), параллельно измеряющий сантиметром площадь новой квартиры Зилова, поскольку квартирный вопрос давно всех испортил. Конечно, и лица на фотографиях, и эта легендарная «Чаттануга» узнаются определенной частью зала, и только эта определенная часть заметит, что за романтика-стилягу Бэмса тут прагматик Саяпин… То есть, даже в лирических воспоминаниях Козлов вполне ироничен. Форма спектакля — это бесконечное воспоминание Зилова в форме воспоминаний о времени самого Григория Козлова. Такой амаркорд. Воспоминания эти красивы, лиричны, но не сентиментальны, Козлов, в общем, легко расстается с «человеком дождя» Зиловым, оставив себе Даля-Девотченко-Бехтерева-Ефремова (профессора Бороздина)… Легко, но… И тут «дело в кепке». Пришедший к Зилову с похоронным венком мальчик Витя (прекраснейший Даниил Щипицын) — это не мальчик с улицы, к Зилову приходит он сам, в сущности, такой же, только поменьше ростом и еще не пустивший мячиком свою жизнь фиг знает куда. Витя садится напротив Виктора, толкает ногой этот самый мячик. Зилов-Шумейко отбивает его так же легко, как отбивал его Васечка-Шумейко в «Старшем сыне», но в похмельной реальности все-таки осознает, что мальчик этот — не Хрюша и не Степашка, что это он сам, что это, в общем, пограничный приход: орел или решка? Быть или не быть?.. В какой-то момент Зилов надевает кепку. Надевает ее и мальчик. Как в зеркале. Кто знает Гришу Козлова, — это его кепка, и на поклоны седовласый режиссер выходит, нацепив ее… То есть — легко прощаюсь, но остаюсь и понимаю. И инфантилизм Зилова понимаю (а Шумейко играет не повзрослевшего человека), и игры его — почти подростковые, и то, что не готов тот быть ни мужем, ни отцом, понимаю, и что не готов Виктор Александрович ни к какой ответственности, ему бы этот мячик… Утиная охота для этого Зилова — та же детская забава, игра, привычное сонное мечтание. И только, пожалуй, один раз, когда в знаменитой сцене у закрытой двери он рассказывает Галине, как возьмет ее на охоту, этот Зилов любит. И охоту. И Галину. И не может прийти в себя от того, что за дверью была не она — и тем самым нарушила счастье игры и веры в предлагаемые, которые никогда не будут реальностью. Зилов-Шумейко по-настоящему, по-детски здесь плачет, и в этот момент ему веришь: никакая Ирина тут ему не в масть, потому что играл он с Галиной, которая всегда простит и поймет маленького Витю… Десять лет назад в «Старшем сыне» Козлов вернул вампиловской пьесе легкость дыхания, сняв застойный драматизм сарафановской жизни веселой радостью обретения своими — своих. Воспоминания о времени, в котором Виктор Зилов вспоминает произошедшее с ним, тоже не рвут сердце. Дождь прошлого ностальгически красив и обещает впереди драматизм и долгую жизнь; женщины прошлого красивы и длинными ногами «голосуют против моногамии»… Лучезарная Галина (Мария Валешная) в концертном платье, надетом по поводу новоселья, мало похожа на советскую провинциальную учительницу, она просто с подмостков советской эстрады, а не от тетрадок. Да и по хихикающей «дурочке с переулочка» Ирине (Наталья Шулина) плачет ленинградский Дом мод на Петроградке, а Регина Збарская уже готова выйти на пенсию. И даже не будь Галина столь человечна, тонка и терпима (Валешная играет совершенно прекрасного человека, и играет прекрасно), — она все равно была бы предметом ностальгических воспоминаний, потому что женщины прошлого красивы! А самый драматический персонаж здесь Вера (Алена Артемова). Похоже, она серьезно любит Зилова, страдает, не находит себе покоя (и с Кузаковым не находит). «Утиная охота» долго была неким поколенческим фетишем. Тоска, тоска, и где тут Зилов, а где — «В четверг и больше никогда», уже было не так важно: за Далем — Даль. Не так давно Евгений Марчелли поставил «Утиную» в Театре им. Ермоловой с молодым Иваном Янковским, «опустив» все до истории сексуальных притяжений: если захотелось, то подойдет и платяной шкаф, а Зилова хотят тут все и он не прочь заняться каждой. Без рефлексии. Козлов перезагрузил пьесу, прошив жизнь Зилова своей, но дав «верхи» — эстетическую генеалогию времени, в котором «так хорошо мы плохо жили». Открытый вампиловский финал Г. Козлов тоже закрывает. Зилов умирает. Без вариантов. Игра в похороны в похмельном прологе превращается в похороны настоящие. Расставаться — значит расставаться. «Гуд бай, Америка, о!» — поет в финале «Наутилус». Но мне ближе звучащая чуть раньше советская песня: «Не надо печалиться, вся жизнь впереди». Почти все мои друзья-одноклассники, игравшие и певшие ее на школьных вечерах под собственный ВИА, давно спились и умерли, не дожив до сорока пяти. И следующие мальчики Вити тоже пинают мяч неизвестно куда. Но про это еще не написана новая «Утиная охота»: на дворе постдраматизм, отменяющий драматическое Козлов перезагрузил пьесу, прошив жизнь Зилова своей, но дав «верхи» — эстетическую генеалогию времени, в котором «так хорошо мы плохо жили». Открытый вампиловский финал Г. Козлов тоже закрывает. Зилов умирает. Без вариантов. Игра в похороны в похмельном прологе превращается в похороны настоящие. Расставаться — значит расставаться. «Гуд бай, Америка, о!» — поет в финале «Наутилус». Но мне ближе звучащая чуть раньше советская песня: «Не надо печалиться, вся жизнь впереди». Почти все мои друзья-одноклассники, игравшие и певшие ее на школьных вечерах под собственный ВИА, давно спились и умерли, не дожив до сорока пяти. И следующие мальчики Вити тоже пинают мяч неизвестно куда. Но про это еще не написана новая «Утиная охота»: на дворе постдраматизм, отменяющий драматическое». Марина Дмитриева Рецензия доступна по ссылке.
Празднование дня рождения Театра юного зрителя им. А. Вампилова
Эти картины магические.
Поздравляем Анатолия Бызова!
Празднуем отличной компанией
Вампилов на Ближнем Востоке
Дорогие мужчины
Групповые экскурсии
Не утонет в речке мяч...
Театр «Мастерская».
Режиссер Григорий Козлов, художник Николай Слободяник.
|
АФИША СОБЫТИЙ _________________________________
2023 ГОД
МАРТ
4 марта в 12:00 Творческая встреча «Слово о Вампилове» для учеников
7 март в 13:00
Творческая встреча «Слово о Вампилове» для студентов КБГУ
7 март в 14:00 Творческая встреча «Слово о Вампилове» для сотрудников Банка России
9 марта Цикл встреч «Слово о Вампилове» в г.Черемхово
23 марта в 15:00 Творческий вечер с Анастасией Зверьковой в рамках проекта «Восхождение»
27 марта в 15:00 Международный день театра. Творческий вечер с Евгением Алёшиным в рамках проекта «Мастера»
Торжественный финал конкурса «ЛИК. Дмитрий Сергеев» (дата уточняется)
Премьера фильма «Помним. Счастливы…» (дата уточняется)
Премьера фильма «Помним. Счастливы…» в Кутулике (дата уточняется)
Весь март: К премьере оперы «Старший сын»: совместный проект Иркутского областного музыкального театра им. Н.М.Загурского и Центра А.Вампилова для молодежи (по программе «Пушкинская карта»)
Каждый день по будням «Слово о Вампилове» и экскурсии в Центре По предварительной записи
АПРЕЛЬ
Вечер, посвящённый 95-летию Виталия Венгера (дата уточняется)
10-15 апреля Серия встреч в Усть-Илимске «Билет на Усть-Илим»
Весь апрель: К премьере оперы «Старший сын»: совместный проект Иркутского областного музыкального театра им. Н.М.Загурского и Центра А.Вампилова для молодежи (по программе «Пушкинская карта»)
Каждый день по будням «Слово о Вампилове» и экскурсии в Центре По предварительной записи
МАЙ
11 мая День рождения Культурного центра Александра Вампилова
Весь май: К премьере оперы «Старший сын»: совместный проект Иркутского областного музыкального театра им. Н.М.Загурского и Центра А.Вампилова для молодежи (по программе «Пушкинская карта»)
Каждый день по будням «Слово о Вампилове» и экскурсии в Центре По предварительной записи
СОБЫТИЯ ЦЕНТРА А.ВАМПИЛОВА - 2023
Телефон для записи на экскурсии и события 8 (3952) 20-39-74
Билеты можно приобрести по «Пушкинской карте»
Каждый четверг
__________________ ПРОГРАММА «КУЛЬТУРА ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ»
ЕЖЕДНЕВНО ПО БУДНЯМ с 10 до 16.00 экскурсии в Центре А. Вампилова и «Слово о Вампилове»
ПО ВАШИМ ЗАЯВКАМ ПРОВОДИМ:
— Тематический литературный урок «Драматурги...из Прибайкалья»
Стоимость билета 250 рублей
— Тематический литературный урок для учеников 5-7-х классов «Солнце в аистовом гнезде»
Стоимость билета 150 рублей
— Литературный маршрут по Вампиловским местам в Иркутске
_____________________
«Поговорим о странностях любви...» Авторский подкаст Галины Солуяновой на канале PodFm и Soundcloud _________________________________ |