Фотоотчет Анатолия Бызова. 22 сентября в Иркутске завершился Международный театральный фестиваль современной драматургии имени Александра Вампилова. Одним из его гостей стал российский театровед, театральный критик, кандидат искусствоведения, доцент школы-студии МХАТ и ГИТИС, а также помощник руководителя и ректора МХТ им. А. П. Чехова Павел Руднев. – Павел, есть ли, по-вашему, у фестиваля свое лицо? – Это, прежде всего, фестиваль современной драматургии, и, я думаю, ему нужно развиваться в этом направлении и стать фестивалем современной пьесы. Но пока в афише мало современных драматургов. Хотя само имя Александра Вампилова в названии фестиваля ко многому обязывает. Поскольку драматург был обделен вниманием к себе, и не один из великих режиссеров при жизни так его и не поставил. Мне кажется, что эта несправедливость, которая случилась с Александром Вампиловым, – отсутствие социального лифта и внимания к молодежи не должно повториться сегодня. И самый главный долг перед драматургом, на мой взгляд, открывать новые имена. Фестиваль в этом смысле может стать чем-то вроде ярмарки новых пьес. Сюда должны приезжать не критики, а современные драматурги. Тем более, что в нашей стране сейчас мало регулярных фестивалей, связанных с современными драматургами. Фестиваль Розова то есть, то его нет. Володинский фестиваль находится не в лучшем финансовом положении. Мне кажется, что иркутский фестиваль может стать местом соприкосновения двух театральных эпох, если в афише будет половина современных имен, а половина – советских. – Говорят, и Шекспир может быть современен, если постановка будет актуальной. – Без сомнения, ведь театр – это всегда про сегодняшний день. Но нужно понимать, что слава Вампилова не потухнет. Вопрос в том, о каких драматургах мы будем говорить через 50 лет, каких кумиров мы взрастим сегодня, чтобы их именами можно было тоже называть фестивали. Кстати, в этот раз прошли две читки современных пьес – французского писателя Реми де Воса и Ярославы Пулинович. После этого были живейшие дискуссии, во время которых из людей не вытаскивали клещами какие-то слова, а они сами рвались в бой, и почти все зрители говорили о том, как не хватает в Иркутске спектаклей по современным пьесам. И, мне кажется, к этому нужно прислушиваться, пусть даже с коммерческой точки зрения. Думаю, современные пьесы будут иметь успех. – Но оппоненты наверняка ответят вам, что современная драматургия слишком мрачная. – Не нужно забывать, что Александра Вампилова в свое время обвиняли ровно в том же самом, что его пьесы – поклеп на современную действительность, что он очерняет советского человека. Словом, такие обвинения регулярно предъявляют к современной пьесе. И если посмотреть на всю драматургическую классику, то нужно признать, что там вообще мало светлого, вспомним античность, Шекспира, Ибсена, Чехова, Горького. Театр вообще сопряжен с общественными конфликтами и чувством драматизма. Должны быть эмоциональные качели, свет не появится, пока ты не упадешь на самое дно. – На кого из современных авторов, на ваш взгляд, стоит обратить внимание? – Из тех, кто появился в ближайшие несколько лет, в числе лидеров можно назвать Дмитрия Данилова, Светлану Петрейчук, Олжаса Жанайдарова, Светлану Баженову, Полину Бородину, Ирину Васьковскую. Если говорить о старшем поколении, то, безусловно, драматург номер один в России – Иван Вырыпаев. Прекрасные авторы – Ярослава Пулинович, Михаил Дурненков, Марина Крапивина, есть еще масса других достойных драматургов. – Вы приехали в Иркутск с лекцией о современном театре, расскажите, какие тенденции сегодня в нем существуют. – Сегодня такой период, когда русский театр уходит от единого монопольного канона. Традиций может быть очень много. Благодаря тому, что сейчас есть интернет, люди все знают и видят. Когда есть этот элементарный доступ к знаниям, то оказывается, что делать театр можно огромным количеством способов, и не один из них нельзя признать доминирующим. Кроме того, сейчас есть движение к синтетическому театру, когда один вид искусства сливается с другим – кукольный с драматическим, музыкальным или хореографическим. Молодой театр сегодня также старается разомкнуть границы и пойти на территорию галерей, есть интерес к современной науке, инсталляциям, философии, арттерапевтическим практикам. В то же время есть тенденция аскетическая – попытка отказаться от идей синтеза и работать с позицией, когда художник сознательно пытается сам себя ограничивать. В театр проник минимализм. В этом смысле искусство театра приучает нас к изучению ни чего-то событийного, а развивает интерес к документальному. Еще современная режиссура сегодня пытается перестать быть дидактичной и манипулятивной. Ведь одна из важнейших тем, которую сегодня изучает театр, – это насилие, а спектакль о том, как ужасно это явление, не может быть насильственным по отношению к зрителям. – Какие спектакли иркутских театров вам запомнились на фестивале? – Я видел не всю программу, но мне очень понравились два иркутских спектакля – «Чморик» и «Ухряб». Первая работа режиссера Станислава Мальцева, которого я знаю по Владивостоку. Эта пьеса очень интересная, и здорово, что у театра есть молодое поколение артистов, которые стремятся к интересной жизни. Это один из лучших вариантов данной пьесы из всех, что я видел. Второй спектакль «Ухряб» – работа молодых режиссеров и артистов Василия Конева и Артема Яцухно, которые взяли три ранних рассказа Виктора Пелевина. Нужно отметить, что этому автору не очень везет с театром, ведь обычно ставят его рассказ «Затворник и Шестипалый» или «Чапаева и пустоту». А ранние рассказы я вижу впервые в театре и не слышал, чтобы их ставили. Если ребята будут развиваться, то они вырастут в хороших режиссеров, потому что у них есть оригинальное мышление и способность объединять большое количество актеров. В этом спектакле как раз есть понимание современности и возможность изменить отношение зрителей, которые привыкли видеть в академическом театре более традиционные постановки. Есть непредвзятый разговор о смерти, карнавальная эстетика, попытка смеяться над тем, что страшно. Постановка о том, как в советском человеке просыпается ощущение мистического, непознанного. Считаю, что это один из самых интересных спектаклей на фестивале. Хотя театр и меняется, но что-то в нем остается навсегда. Например, из театра не может уйти конфликт, не может измениться его действенная природа, а также внимание к человеку и живое общение. Слова остаются, а отношение к ним в каждой эпохе меняется. Оригинал интервью доступен по ссылке.
Празднование дня рождения Театра юного зрителя им. А. Вампилова
Эти картины магические.
Поздравляем Анатолия Бызова!
Празднуем отличной компанией
Вампилов на Ближнем Востоке
Дорогие мужчины
Групповые экскурсии
Фестиваль должен стать ярмаркой новых пьес
Помимо просмотра спектаклей фестивальной программы и прочтения интереснейшей лекции «Как меняется современный театр: его методы и смыслы», он дал интервью газете «Областная».
|
АФИША СОБЫТИЙ _________________________________
2023 ГОД
МАРТ
4 марта в 12:00 Творческая встреча «Слово о Вампилове» для учеников
7 март в 13:00
Творческая встреча «Слово о Вампилове» для студентов КБГУ
7 март в 14:00 Творческая встреча «Слово о Вампилове» для сотрудников Банка России
9 марта Цикл встреч «Слово о Вампилове» в г.Черемхово
23 марта в 15:00 Творческий вечер с Анастасией Зверьковой в рамках проекта «Восхождение»
27 марта в 15:00 Международный день театра. Творческий вечер с Евгением Алёшиным в рамках проекта «Мастера»
Торжественный финал конкурса «ЛИК. Дмитрий Сергеев» (дата уточняется)
Премьера фильма «Помним. Счастливы…» (дата уточняется)
Премьера фильма «Помним. Счастливы…» в Кутулике (дата уточняется)
Весь март: К премьере оперы «Старший сын»: совместный проект Иркутского областного музыкального театра им. Н.М.Загурского и Центра А.Вампилова для молодежи (по программе «Пушкинская карта»)
Каждый день по будням «Слово о Вампилове» и экскурсии в Центре По предварительной записи
АПРЕЛЬ
Вечер, посвящённый 95-летию Виталия Венгера (дата уточняется)
10-15 апреля Серия встреч в Усть-Илимске «Билет на Усть-Илим»
Весь апрель: К премьере оперы «Старший сын»: совместный проект Иркутского областного музыкального театра им. Н.М.Загурского и Центра А.Вампилова для молодежи (по программе «Пушкинская карта»)
Каждый день по будням «Слово о Вампилове» и экскурсии в Центре По предварительной записи
МАЙ
11 мая День рождения Культурного центра Александра Вампилова
Весь май: К премьере оперы «Старший сын»: совместный проект Иркутского областного музыкального театра им. Н.М.Загурского и Центра А.Вампилова для молодежи (по программе «Пушкинская карта»)
Каждый день по будням «Слово о Вампилове» и экскурсии в Центре По предварительной записи
СОБЫТИЯ ЦЕНТРА А.ВАМПИЛОВА - 2023
Телефон для записи на экскурсии и события 8 (3952) 20-39-74
Билеты можно приобрести по «Пушкинской карте»
Каждый четверг
__________________ ПРОГРАММА «КУЛЬТУРА ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ»
ЕЖЕДНЕВНО ПО БУДНЯМ с 10 до 16.00 экскурсии в Центре А. Вампилова и «Слово о Вампилове»
ПО ВАШИМ ЗАЯВКАМ ПРОВОДИМ:
— Тематический литературный урок «Драматурги...из Прибайкалья»
Стоимость билета 250 рублей
— Тематический литературный урок для учеников 5-7-х классов «Солнце в аистовом гнезде»
Стоимость билета 150 рублей
— Литературный маршрут по Вампиловским местам в Иркутске
_____________________
«Поговорим о странностях любви...» Авторский подкаст Галины Солуяновой на канале PodFm и Soundcloud _________________________________ |