Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A

РусскийEnglish

События
Архив:      2024   2023   Pанее

 

27.09.2019
Фестиваль должен стать ярмаркой новых пьес

22 сентября в Иркутске завершился Международный театральный фестиваль современной драматургии имени Александра Вампилова. Одним из его гостей стал российский театровед, театральный критик, кандидат искусствоведения, доцент школы-студии МХАТ и ГИТИС, а также помощник руководителя и ректора МХТ им. А. П. Чехова Павел Руднев.
Помимо просмотра спектаклей фестивальной программы и прочтения интереснейшей лекции «Как меняется современный театр: его методы и смыслы», он дал интервью газете «Областная».

 

Павел Руднев

 

Павел, есть ли, по-вашему, у фестиваля свое лицо?

– Это, прежде всего, фестиваль современной драматургии, и, я думаю, ему нужно развиваться в этом направлении и стать фестивалем современной пьесы. Но пока в афише мало современных драматургов. Хотя само имя Александра Вампилова в названии фестиваля ко многому обязывает. Поскольку драматург был обделен вниманием к себе, и не один из великих режиссеров при жизни так его и не поставил. Мне кажется, что эта несправедливость, которая случилась с Александром Вампиловым, – отсутствие социального лифта и внимания к молодежи не должно повториться сегодня. И самый главный долг перед драматургом, на мой взгляд, открывать новые имена. Фестиваль в этом смысле может стать чем-то вроде ярмарки новых пьес. Сюда должны приезжать не критики, а современные драматурги.

Тем более, что в нашей стране сейчас мало регулярных фестивалей, связанных с современными драматургами. Фестиваль Розова то есть, то его нет. Володинский фестиваль находится не в лучшем финансовом положении. Мне кажется, что иркутский фестиваль может стать местом соприкосновения двух театральных эпох, если в афише будет половина современных имен, а половина – советских.

 

Говорят, и Шекспир может быть современен, если постановка будет актуальной.

– Без сомнения, ведь театр – это всегда про сегодняшний день. Но нужно понимать, что слава Вампилова не потухнет. Вопрос в том, о каких драматургах мы будем говорить через 50 лет, каких кумиров мы взрастим сегодня, чтобы их именами можно было тоже называть фестивали. Кстати, в этот раз прошли две читки современных пьес – французского писателя Реми де Воса и Ярославы Пулинович. После этого были живейшие дискуссии, во время которых из людей не вытаскивали клещами какие-то слова, а они сами рвались в бой, и почти все зрители говорили о том, как не хватает в Иркутске спектаклей по современным пьесам. И, мне кажется, к этому нужно прислушиваться, пусть даже с коммерческой точки зрения. Думаю, современные пьесы будут иметь успех.

 

Но оппоненты наверняка ответят вам, что современная драматургия слишком мрачная.

– Не нужно забывать, что Александра Вампилова в свое время обвиняли ровно в том же самом, что его пьесы – поклеп на современную действительность, что он очерняет советского человека. Словом, такие обвинения регулярно предъявляют к современной пьесе. И если посмотреть на всю драматургическую классику, то нужно признать, что там вообще мало светлого, вспомним античность, Шекспира, Ибсена, Чехова, Горького. Театр вообще сопряжен с общественными конфликтами и чувством драматизма. Должны быть эмоциональные качели, свет не появится, пока ты не упадешь на самое дно.

 

На кого из современных авторов, на ваш взгляд, стоит обратить внимание?

– Из тех, кто появился в ближайшие несколько лет, в числе лидеров можно назвать Дмитрия Данилова, Светлану Петрейчук, Олжаса Жанайдарова, Светлану Баженову, Полину Бородину, Ирину Васьковскую. Если говорить о старшем поколении, то, безусловно, драматург номер один в России – Иван Вырыпаев. Прекрасные авторы – Ярослава Пулинович, Михаил Дурненков, Марина Крапивина, есть еще масса других достойных драматургов.

 

Вы приехали в Иркутск с лекцией о современном театре, расскажите, какие тенденции сегодня в нем существуют.

– Сегодня такой период, когда русский театр уходит от единого монопольного канона. Традиций может быть очень много. Благодаря тому, что сейчас есть интернет, люди все знают и видят. Когда есть этот элементарный доступ к знаниям, то оказывается, что делать театр можно огромным количеством способов, и не один из них нельзя признать доминирующим. Кроме того, сейчас есть движение к синтетическому театру, когда один вид искусства сливается с другим – кукольный с драматическим, музыкальным или хореографическим. Молодой театр сегодня также старается разомкнуть границы и пойти на территорию галерей, есть интерес к современной науке, инсталляциям, философии, арттерапевтическим практикам. В то же время есть тенденция аскетическая – попытка отказаться от идей синтеза и работать с позицией, когда художник сознательно пытается сам себя ограничивать. В театр проник минимализм. В этом смысле искусство театра приучает нас к изучению ни чего-то событийного, а развивает интерес к документальному. Еще современная режиссура сегодня пытается перестать быть дидактичной и манипулятивной. Ведь одна из важнейших тем, которую сегодня изучает театр, – это насилие, а спектакль о том, как ужасно это явление, не может быть насильственным по отношению к зрителям.

 

Какие спектакли иркутских театров вам запомнились на фестивале?

– Я видел не всю программу, но мне очень понравились два иркутских спектакля – «Чморик» и «Ухряб». Первая работа режиссера Станислава Мальцева, которого я знаю по Владивостоку. Эта пьеса очень интересная, и здорово, что у театра есть молодое поколение артистов, которые стремятся к интересной жизни. Это один из лучших вариантов данной пьесы из всех, что я видел. Второй спектакль «Ухряб» – работа молодых режиссеров и артистов Василия Конева и Артема Яцухно, которые взяли три ранних рассказа Виктора Пелевина. Нужно отметить, что этому автору не очень везет с театром, ведь обычно ставят его рассказ «Затворник и Шестипалый» или «Чапаева и пустоту». А ранние рассказы я вижу впервые в театре и не слышал, чтобы их ставили. Если ребята будут развиваться, то они вырастут в хороших режиссеров, потому что у них есть оригинальное мышление и способность объединять большое количество актеров. В этом спектакле как раз есть понимание современности и возможность изменить отношение зрителей, которые привыкли видеть в академическом театре более традиционные постановки. Есть непредвзятый разговор о смерти, карнавальная эстетика, попытка смеяться над тем, что страшно. Постановка о том, как в советском человеке просыпается ощущение мистического, непознанного. Считаю, что это один из самых интересных спектаклей на фестивале.

Хотя театр и меняется, но что-то в нем остается навсегда. Например, из театра не может уйти конфликт, не может измениться его действенная природа, а также внимание к человеку и живое общение. Слова остаются, а отношение к ним в каждой эпохе меняется.

 

Оригинал интервью доступен по ссылке.

 

 

 

 

 

 

АФИША СОБЫТИЙ 

_________________________________ 

 

2023 ГОД

 

 

МАРТ

 

4 марта в 12:00

Творческая встреча «Слово о Вампилове» для учеников
8-10-х классов СОШ №11 г. Байкальска

 

 7 март в 13:00

 

 Творческая встреча «Слово о Вампилове» для студентов КБГУ

 

7 март в 14:00

 Творческая встреча «Слово о Вампилове» для сотрудников Банка России

 

9 марта

Цикл встреч «Слово о Вампилове» в г.Черемхово

 

23 марта в 15:00

Творческий вечер с Анастасией Зверьковой в рамках проекта «Восхождение»

 

27 марта в 15:00

Международный день театра. Творческий вечер с Евгением Алёшиным в рамках проекта «Мастера»

 

Торжественный финал конкурса «ЛИК. Дмитрий Сергеев» (дата уточняется)

 

Премьера фильма «Помним. Счастливы…» (дата уточняется)

 

Премьера фильма «Помним. Счастливы…» в Кутулике (дата уточняется)

 

 

Весь март: 

К премьере оперы «Старший сын»: совместный проект Иркутского областного музыкального театра им. Н.М.Загурского и Центра А.Вампилова для молодежи

(по программе «Пушкинская карта»)

 

 

Каждый день по будням

«Слово о Вампилове» и экскурсии в Центре 

  По предварительной записи

 

 

 

АПРЕЛЬ

 

Вечер, посвящённый 95-летию Виталия Венгера (дата уточняется)

 

10-15 апреля

Серия встреч в Усть-Илимске «Билет на Усть-Илим»

 

Весь апрель: 

 К премьере оперы «Старший сын»: совместный проект Иркутского областного музыкального театра им. Н.М.Загурского и Центра А.Вампилова для молодежи

 (по программе «Пушкинская карта»)

  

  Каждый день по будням

 «Слово о Вампилове» и экскурсии в Центре 

   По предварительной записи

 

 

 

МАЙ

 

11 мая 

День рождения Культурного центра Александра Вампилова

 

Весь май: 

 К премьере оперы «Старший сын»: совместный проект Иркутского областного музыкального театра им. Н.М.Загурского и Центра А.Вампилова для молодежи

 (по программе «Пушкинская карта»)

 

  Каждый день по будням

  «Слово о Вампилове» и экскурсии в Центре

По предварительной записи

 

 

 

СОБЫТИЯ ЦЕНТРА А.ВАМПИЛОВА - 2023

 

Телефон для записи на экскурсии и события 8 (3952) 20-39-74

 

Билеты можно приобрести по «Пушкинской карте» 

   

Long_monochrome

 

   Каждый четверг


Документальный проект
«ПОМНИМ. СЧАСТЛИВЫ...»
на YouTube-канале Центра А.Вампилова

 

   __________________

ПРОГРАММА «КУЛЬТУРА ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ»

 

ЕЖЕДНЕВНО ПО БУДНЯМ с 10 до 16.00

экскурсии в Центре А. Вампилова

и

«Слово о Вампилове»

 

 Кутуликские друзья  

 

 ПО ВАШИМ ЗАЯВКАМ ПРОВОДИМ:

  

 — Тематический литературный урок

«Драматурги...из Прибайкалья»

 

урок1

 Стоимость билета 250 рублей

 

 — Тематический литературный урок для учеников 5-7-х классов

«Солнце в аистовом гнезде»

 

Солнце в аистовом гнезде. Фото - Анатолий Бызов

Стоимость билета 150 рублей 

 

— Литературный маршрут по  Вампиловским местам в Иркутске

  

В парке осенью

 

 

 _____________________

 

«Поговорим о странностях любви...»

Авторский подкаст Галины Солуяновой

на канале PodFm и Soundcloud

 

    _________________________________  

    Cultur38_Logo-01     

Президентский фонд культурных инициатив

banner-190x50