Фотоотчет Анатолия Бызова. Восточно-Сибирская правда» опубликовала материал Владимира Ходия «Поэт с беспокойной душой», посвящённый Юлию Файбышенко – поэту, прозаику, одному из создателей и яркому участнику Творческого объединения молодых поэтов, прозаиков, художников, музыкантов (ТОМ), другу Александра Вампилова. Предлагаем вашему вниманию статью об этом талантливом человеке с непростой судьбой. Журналист Владимир Ходий завершил составление летописи Иркутской области с 1937 года, когда она была образована, и до 1981 года. Многостраничный хронологический свод создан на основе газеты «Восточно-Сибирская правда». Ожидается, что он увидит свет в следующем году – в канун 105-летия газеты. Летопись ретранслирует все важнейшие события общественно-политической, экономической, научной, культурной жизни Прибайкалья того времени и насчитывает около трёх тысяч связанных с этими событиями имён. Газета ещё вернётся к ней, а пока представляем первый «попутный» продукт её составителя. В августе 1960 года в село Сулкет Куйтунского района приехал новый молодой учитель – Юлий Файбышенко. Он был одним из 26 выпускников историко-филологического факультета Тульского педагогического института имени Л.Н. Толстого, которые написали коллективное письмо в Министерство высшего образования РСФСР с просьбой направить работать в Иркутскую область. И им в этом не отказали. Новый учитель сразу покорил жителей села, особенно детей и молодёжь, своими общительностью и обаянием. А ещё – энергией и деловитостью. Неплохая молодёжь жила тогда в Сулкете, но как-то скучно, неинтересно. Существовала комсомольская организация, однако её влияние было незаметным. Трижды пытались созвать собрание, чтобы решить, как покончить с этой самой скукой, но не оказывалось кворума. Наконец собрали кворум, разговор вроде состоялся, но результатов не было. Так, способный парень Юра Дынников начинал что-то организовывать, например ставить пьесу, готовить песни. Потом Юра приходил на репетиции пьяным, и всё прекращалось. Галя Шинкевич, секретарь комсомольской организации, только обречённо крутила головой: «Разве с нашей молодёжью можно что-нибудь сделать?» И вот однажды у конторы и магазина появилось красочное объявление: «Внимание: 14 декабря состоится собрание молодёжи «Хотим жить лучше». Повестка дня: «Права ли Галя? Виноват ли Юра? Не проходите мимо». И мимо никто не прошёл. На собрании, в организации и проведении которого активное участие принял молодой, щедрый на открытость и богатый на выдумки учитель Юлий Файбышенко, было решено создать агитконцертную бригаду, провести коллективную новогоднюю ёлку, организовать дружину. За лидером потянулись другие – и дело сдвинулось с мёртвой точки. Скуку из села начали изгонять… Ещё молодой учитель любил поэзию. Часто в школе на уроках литературы читал стихи – классиков и… свои. Он начал их писать в институте, а когда приехал в Сулкет, добавились новые. С ними-то в зимние каникулы Юлий и отправился в Иркутск, на улице 5-й Армии зашёл в областное отделение Союза писателей, где его приветливо встретили, рассказали, что готовится конференция начинающих поэтов, прозаиков, художников, музыкантов, артистов, кинематографистов «Молодость, творчество, современность», и предложили оставить написанное, если есть желание участвовать в ней. Желание было – и вот результат. Читаем в «Восточно-Сибирской правде» за 11 апреля 1961 года статью «О весне и стихах» руководителя секции поэзии конференции Марка Сергеева: «Настоящим открытием были для всех участников обсуждения стихи Юлия Файбышенко, учителя из Куйтунского района. Они вызвали большой спор, но зато никого не оставили равнодушным. Особенно интересными показались его размышления в стихах «Моё и наше», «Соседка» и отрывки из поэм. У молодого автора явное умение отыскать предельно точные образы, лаконично выразить самую глубокую мысль. Но подчас ему недостаёт чувства меры, он не может порой остановить перо, стихи излишне удлиняются, образы нагромождаются. И всё же явно чувствуется в работе Файбышенко то, что Виктория Ярмицкая – ещё одна участница секции – определила так: «Стихи Юлия совершенно точно соответствуют названию нашей конференции – «Молодость, творчество, современность». Прошло несколько дней, и «Восточка» в поэтической подборке произведений участников конференции, названной «В добрый путь!», опубликовала его стихотворение «Сибиряки»: Они приезжают в город с утра, в туманные, словно сны, вечера, в полдни, когда гул улиц так сочен, в безлунно-чёрные зимние ночи. Они приходят с тугим вещмешком средь мчащих в машинах, идущих пешком на крепких, знававших бураны ногах, в охотничьих ичигах, в сапогах. У этих людей сибирский характер, упрямый, как след лесовоза на тракте, открытый, как усть-ордынские степи, и, как саянские горные крепи, неровный – то остро-колючий, как пики, то, как перевалы, спокойно-великий, то неудержимо лихой, как пурга, то сдержанный, как таёжные чащи, и стойкий, как Ангары берега. Короче, характер у них – настоящий. А во втором номере за 1961 год литературно-художественный и общественно-политический альманах «Ангара» представил читателям упомянутое выше его стихотворение «Соседка», что дало повод автору рецензии в «Восточно-Сибирской правде» под названием «Пульс кипучей жизни» доценту госуниверситета А. Рубанович отметить, что «некоторые проблемы духовной жизни современников привлекли внимание поэтов», назвав в их числе Ю. Файбышенко. Завершился этот удачный для Юлия год событием, о котором кратко сообщила та же «Восточка»: «За круглым столом в областном Доме писателей – молодой поэт Юлий Файбышенко. Учитель по профессии, он страстно влюблён в поэзию и всё свободное время посвящает любимому занятию. Выступившие на встрече с молодым поэтом А. Преловский, Р. Смирнов, В. Киселёв, Ф. Таурин, М. Сергеев дали ему ряд полезных советов». Между тем 1961-1962 учебный год Файбышенко начал уже не в Сулкете, а в северном городе Бодайбо, куда отправился с желанием больше увидеть жизнь на сибирской земле, набраться впечатлений, познакомиться с новыми людьми. В Бодайбо он преподаёт в школе и активно включается в работу литературного объединения при редакции газеты «Ленский шахтёр». В ней вышло несколько страниц с рассказами и стихами, в том числе и Юлия, а один из лучших – «Тропу забастовщиков» – печатает «Восточно-Сибирская правда» в номере, посвящённом 50-летию Ленского расстрела. Там же, на севере, Юлий знакомится с молодым геологом и начинающим прозаиком Геннадием Машкиным. Вместе они пишут статью в защиту, на их взгляд, несправедливо осуждённого молодого человека. Её печатает областная газета «Советская молодёжь». Машкин советует собрату по творчеству после окончания учебного года переехать в областной центр, где при редакции «Советской молодёжи» сформировалась группа молодых литераторов. Юлий следует этому совету и летом 1962 года переезжает в Иркутск. Более того, редакция «Молодёжки» берёт его в свой штат. В газете он ведёт круглые столы на моральные темы, пишет и публикует материалы в различных журналистских жанрах: зарисовку «Любите цветы» об аспиранте Иркутского мединститута и будущем известном фотохудожнике Борисе Дмитриеве, репортаж-рецензию под заголовком «Танцующая песня» с концертов в Иркутске ансамбля «Дружба» с солисткой Эдитой Пьехой и руководителем Александром Броневицким, выезжает в командировки. Из Ангарска привозит очерк «Хозяин города», из Бодайбинского района – материал о строителях Мамаканской гидроэлектростанции. èèè И, конечно, не забывает стихи – от лирических «Мимоз» до высокопатриотических «Ровесникам, павшим за революцию», «Памяти о русских в форме», «Да здравствует сила!». Рождались в его поэтических опытах и философско-возвышенные строки: Я знаю: жизнь идёт по спирали, раскручивающейся с каждым днём. …Каждый виток – взрыв извилин в нашем мозгу: неслыханный звук, неизвестный цветок, невиданная яркость – мазку… …Раскручивайся, спираль! В середине ноября 1962 года «Советская молодёжь» под заголовком «ТОМ говорит: «Здравствуйте!» сообщила новость: в Иркутске создано Творческое объединение молодых поэтов, прозаиков, художников, музыкантов, сокращённо – ТОМ. «Матерью ТОМа, – уточнялось в сообщении, – стало Иркутское отделение Союза писателей СССР, отцом – огромное желание творческой молодёжи спаяться для работы, споров, поисков». В инициативную группу по созданию не имевшего аналогов в стране объединения вошли Юлий Файбышенко, Александр Вампилов, Вячеслав Шугаев, Геннадий Машкин, Сергей Иоффе, Владимир Пинигин, Юрий Скоп и другие. Их рассказы, очерки, стихи, рисунки охотно печатали местные газеты, альманах «Ангара», а кто-то успел поучаствовать в конференциях «Молодость, творчество, современность». Но «томовцам» хотелось большего – именно «спаяться для работы, споров, поисков» и, конечно, чтобы об их творчестве больше знали люди. Поэтому после ряда заседаний с разбором произведений «новичков» они, что называется, пошли в народ – начали устраивать встречи с читателями и зрителями, выступать в молодёжных аудиториях. Одна из таких встреч – в областной библиотеке имени И.И. Молчанова-Сибирского – вызвала неожиданно громкий резонанс. Первой на неё 4 января 1963 года откликнулась «Восточно-Сибирская правда» письмами рассерженных читателей. Они возмутились тем, что в произведениях начинающих литераторов «заметно увлечение историей, другими странами, нередко просто пустяками, в них пестрят такие образы, как феи, автобусные окна, какие-то абстрактные глаза и т.д.», а также работами молодых художников, особенно картинами Сергея Старикова, портретами и натюрмортами Пинигина. «От многих этих произведений веет духом абстракционизма», – негодовали авторы писем. И странно, считали они, что «ведущий эту встречу Ю. Файбышенко пытался защищать подобные произведения, а другие члены объединения молча соглашались с ним, таким образом разделяя его ошибочное утверждение». В оперативном порядке городские партийные власти созвали собрание творческих работников, на котором ТОМ подвергли резкой критике искусствовед В. Фалинский, писатель Г. Кунгуров, художник В. Рогаль и другие. Их оценки: произведения молодых «не только слабые в художественном отношении, но и явно претенциозные, с налётом пессимизма и пошлости, а подчас подражающие образцам западного абстракционизма и формализма…». Конечно, гнев выступающих прежде всего касался художников, «которые вольно или невольно скатываются на путь протаскивания буржуазной идеологии, её эстетических идеалов». Тем не менее явное неодобрение присутствующих вызвало и творчество прозаиков Санина (Вампилова), Машкина, поэта Файбышенко. Сдержаннее всех говорил ответственный секретарь областной организации Союза писателей Ф. Таурин: «В критике поисков формы нельзя допускать перегибов. Многое наши молодые ещё не умеют делать, но я верю в творческую молодёжь». На собрании дали слово и Юлию Файбышенко. Несмотря на вал обличений, он мужественно заявил залу: «Искусство абстракционизма и формализма имеет право на существование, как всякое другое, и выражает собой тот расцвет личности, который обещает коммунистическое общество…» Критика ТОМа продолжалась и после этого. В частности, на состоявшемся в феврале отчётно-выборном собрании областной писательской организации. Но вот, что называется, «луч света в тёмном царстве» – 9 марта в «Восточно-Сибирской правде» появляется обзор альманаха «Ангара» за прошлый год литературоведа, доцента университета А. Абрамовича. Привожу фрагмент из него: «Удачнее (до этого речь шла о других поэтах. – Авт.) экспериментирует Ю. Файбышенко. Его стихотворение «Первый снег» метафорично и содержит в себе верное философское обобщение: люди, будьте чисты и честны, как первый ослепительный снег, не бойтесь усилий и жертв во имя больших дел, посмотрите, как снег щедро покрывает землю, хотя и теряет при этом свою первозданную чистоту. Такая параллель, естественно, не укладывается в простую форму, но те её сложные элементы, которые предложил поэт, понятны нам: Первый снег упал, но не пал, выпаденье его – не паденье, светлой верой он в души запал, лёг там, пятнами лжи не поделен, искрист, искренен, неподделен». Казалось бы, этому надо радоваться, презреть неприятности и писать новые стихи. Однако из-за шума-гама вокруг ТОМа и лично его Юлий ушёл из «Молодёжки», немного поработал на Восточно-Сибирской студии кинохроники, а затем уехал в поле с геологической партией и практически навсегда покинул Иркутск. Причина – заявленный ранее его сборник стихов был вычеркнут из плана Восточно-Сибирского книжного издательства на 1964 год. А без книг поэт – не поэт… Файбышенко возвращается в Тулу, где снова работает преподавателем, а в литературе переходит на… прозу. Причём выбирает приключенческий жанр, не переставая и тут размышлять над главной для себя темой – человек и время, человек и общество. Его остросюжетные психологические повести «Кшися», «Розовый куст», «Троянский конь», «Осада», «В медвежьем углу» были напечатаны в популярных в 1960–1970-е годы сборниках «Приключения» столичного издательства «Молодая гвардия». По ним уже после смерти автора сняты трёхсерийный телевизионный фильм «Ярость» и фильм «Особо опасные» с участием актёров Театра на Таганке, «Современника», Театра на Малой Бронной и других. А в 1988 году 100-тысячным тиражом к читателям пришёл роман Файбышенко «В тот главный миг», сюжет которого был навеян пребыванием в геологической партии в Сибири. Юлий погиб при невыясненных обстоятельствах в 1976 году во время творческой командировки в Донецкой области. Родившись на год позже Александра Вампилова, с которым особенно близко сошёлся в Иркутске, он расстался с жизнью через четыре года после него. Подававшего надежды поэта и «заводилу» ТОМа не забыли в Иркутске, на его кончину отозвалась газета «Советская молодёжь»: «На редкость энергичный и общительный человек, Юлий Файбышенко умел быстро находить единомышленников и друзей. Не случайно, едва появившись в Иркутске, он приобрёл добрую известность в среде литераторов, стал одним из организаторов Творческого объединения молодых. Все знавшие его в ту пору непременно помнят полутёмный коридор и тесные кабинеты старого помещения «Молодёжки», помнят вдохновенные строки стихов, которые читал он. Таким стремительным, неистовым Юлий был и в жизни, всегда готовым помочь товарищам, вступиться за несправедливо обиженного. С беспокойной и честной душой он был таким и во всём, что писал, во всём, что успел написать». Владимир Ходий
Празднование дня рождения Театра юного зрителя им. А. Вампилова
Эти картины магические.
Поздравляем Анатолия Бызова!
Празднуем отличной компанией
Вампилов на Ближнем Востоке
Дорогие мужчины
Групповые экскурсии
Поэт с беспокойной душой
Поэт с беспокойной душой
«Упрямый, как след лесовоза на тракте»
«Раскручивайся, спираль!»
«ТОМ говорит: «Здравствуйте!»
Прощай, Иркутск
|
АФИША СОБЫТИЙ _________________________________
2023 ГОД
МАРТ
4 марта в 12:00 Творческая встреча «Слово о Вампилове» для учеников
7 март в 13:00
Творческая встреча «Слово о Вампилове» для студентов КБГУ
7 март в 14:00 Творческая встреча «Слово о Вампилове» для сотрудников Банка России
9 марта Цикл встреч «Слово о Вампилове» в г.Черемхово
23 марта в 15:00 Творческий вечер с Анастасией Зверьковой в рамках проекта «Восхождение»
27 марта в 15:00 Международный день театра. Творческий вечер с Евгением Алёшиным в рамках проекта «Мастера»
Торжественный финал конкурса «ЛИК. Дмитрий Сергеев» (дата уточняется)
Премьера фильма «Помним. Счастливы…» (дата уточняется)
Премьера фильма «Помним. Счастливы…» в Кутулике (дата уточняется)
Весь март: К премьере оперы «Старший сын»: совместный проект Иркутского областного музыкального театра им. Н.М.Загурского и Центра А.Вампилова для молодежи (по программе «Пушкинская карта»)
Каждый день по будням «Слово о Вампилове» и экскурсии в Центре По предварительной записи
АПРЕЛЬ
Вечер, посвящённый 95-летию Виталия Венгера (дата уточняется)
10-15 апреля Серия встреч в Усть-Илимске «Билет на Усть-Илим»
Весь апрель: К премьере оперы «Старший сын»: совместный проект Иркутского областного музыкального театра им. Н.М.Загурского и Центра А.Вампилова для молодежи (по программе «Пушкинская карта»)
Каждый день по будням «Слово о Вампилове» и экскурсии в Центре По предварительной записи
МАЙ
11 мая День рождения Культурного центра Александра Вампилова
Весь май: К премьере оперы «Старший сын»: совместный проект Иркутского областного музыкального театра им. Н.М.Загурского и Центра А.Вампилова для молодежи (по программе «Пушкинская карта»)
Каждый день по будням «Слово о Вампилове» и экскурсии в Центре По предварительной записи
СОБЫТИЯ ЦЕНТРА А.ВАМПИЛОВА - 2023
Телефон для записи на экскурсии и события 8 (3952) 20-39-74
Билеты можно приобрести по «Пушкинской карте»
Каждый четверг
__________________ ПРОГРАММА «КУЛЬТУРА ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ»
ЕЖЕДНЕВНО ПО БУДНЯМ с 10 до 16.00 экскурсии в Центре А. Вампилова и «Слово о Вампилове»
ПО ВАШИМ ЗАЯВКАМ ПРОВОДИМ:
— Тематический литературный урок «Драматурги...из Прибайкалья»
Стоимость билета 250 рублей
— Тематический литературный урок для учеников 5-7-х классов «Солнце в аистовом гнезде»
Стоимость билета 150 рублей
— Литературный маршрут по Вампиловским местам в Иркутске
_____________________
«Поговорим о странностях любви...» Авторский подкаст Галины Солуяновой на канале PodFm и Soundcloud _________________________________ |