Фотоотчет Анатолия Бызова. 23 марта культурный Иркутск понёс большую потерю - ушёл из жизни писатель и ветеран иркутской журналистики Арнольд Иннокентьевич Харитонов. «Московский комсомолец» опубликовал последнее интервью, посвященное его новой книге о газете «Советская молодёжь». Предлагаем его вашему вниманию. АРНОЛЬД ХАРИТОНОВ: Это интервью – последнее интервью Арнольда Иннокентьевича – должно было быть поясняющим к его последней книге «Дорогая моя Молодежка», над которой он работал до самого конца. С Арнольдом Харитоновым мы хорошо познакомились, когда я начала профессионально заниматься писательством – он состоял к тому времени в Союзе российских писателей и выпустил уже несколько книг. Конечно, я и раньше знала, что есть такой журналист, конечно, я читала его статьи – о культуре, о театре. Была в курсе, что его очень уважает поэт Анатолий Кобенков, к которому тяготела творческая, литературная молодежь моего поколения. Но насколько Харитонов болеет за эту самую культуру, поняла, когда наше общение перешло в разряд дружеского. Книга о газете «Советская молодежь», где он долгое время трудился, стала для него данью памяти и самой газете, еще недавно формировавшей культуру региона, и тем, кто в ней работал, его друзьям, чьи имена для многих иркутян, а то и для россиян не пустой звук: и Анатолий Кобенков, и Любовь Сухаревская, и Борис Ротенфельд, и Валентин Распутин, и Александр Вампилов, и герои-бамовцы. И так далее. Когда неделю назад Харитонова не стало, с очевидностью обозначилось: этот человек завершил работу своей жизни. Этим интервью мы не только рассказываем о его книге, но и отдаем дань памяти человеку, который никогда не оставался равнодушным к важным, определяющим бытие вещам. Нечто статуарное – Тогда, в шестидесятые, «Советская молодежь» была, как теперь говорят, «брендом». Многие мечтали работать там. – Когда я стремился туда попасть, мне казалось, что я никогда туда не попаду. Когда я окончил университет в 1961 году, там уже работали и Вампилов, и Распутин. Они уже были известными. Вампилов к тому моменту многое уже написал, Распутин поменьше, но тоже. Для нас «Советская молодежь» была чем-то таким статуарным. Мы приходили, конечно, в редакцию, у меня там товарищи работали. Но я не думал, что туда попаду – я же начинал с многотиражки, да еще с какой! – Вы имеете в виду газету для зэков? – Мы две делали – «За трудовой путь» и «На боевом посту». Для одних, которые были на посту и пытались направить других на трудовой путь, и для этих самых других. Одни пастыри, другие овцы. Пытались преобразовать зону в нормальное трудовое стадо. Но, по-моему, ничего у них не получалось, в основном. Я пришел туда, учась на пятом курсе. Причем привел меня туда почему-то Саша Вампилов. Всю жизнь об этом вспоминаю и не могу понять, почему именно он. Но и это не все, путь у меня был извилистый. Потом я попал в зону и среди этих «пастырей» носил погоны лейтенанта. Нас, правда, называли «облисполкомовскими офицерами» – ненастоящими, вроде почти не офицеры, но тем не менее… Но долго не задержался, через год с небольшим понял, что еще немного – и что-нибудь с собой сделаю… – В общем, воспитателя из вас не вышло. А зачем вообще выпускник-филолог пошел в такое, мягко говоря, странное место? – Почему на это согласился? Побудительная причина – квартира, у нас как раз родилась старшая дочь. Я пришел к начальнику политотдела, которому подчинялся, страшному матерщиннику, и говорю: дайте хоть комнату в общежитии какую-нибудь. Он меня материл-материл и вдруг говорит: а езжай в зону, в Усолье, дашь согласие – и будешь с квартирой. Я подумал, подумал… Надо сказать, было еще кое-что заставившее меня согласиться. Во-первых, такая слабость – я очень любил военную форму. Наверное, как все мальчишки. И еще одно, высокая побудительная причина: я же педагог, образование высшее, почему бы не стать вторым Макаренко? И вот думаю: поработаю, напишу свою «Педагогическую поэму»... Конечно, никакой поэмы не получилось. Потому что я понял – если напишу, ее никто никогда не опубликует. Я ведь не буду писать, какая замечательная зона и какие замечательные в ней порядки… Усолье, Иркутск, пустыня, Иркутск – Я никогда не думал работать на комсомол. Но как-то вдрызг разругался с редактором усольской газеты, где работал после зоны, вышел из его кабинета – и тут меня попросили зайти в горком парии. И там предложили стать вторым секретарем горкома. И это был тот случай, который и привел меня потом в «Советскую молодежь». – Вот так вот просто раздавали тогда работу в горкоме? – У ребят, с которыми у меня сложились хорошие отношения, на тот момент положение было отчаянное, никого найти не могли. Я согласился. И только потом (вот какие мы были!) спросил: а какая зарплата? Они погрустнели: невеликая, 115 рублей. А у меня в газете получалось 170-180! Ну, думаю, жена сильно расстроится. Но что делать, уже согласился... Я поработал там года четыре. Уже стал членом бюро обкома комсомола. И почему-то – не помню, как это получилось, по какому поводу – первый секретарь обкома комсомола Геннадий Куцев пообещал мне, что когда уйду, меня поставят заместителем редактора «Молодежки». Когда я пришел в «Советскую молодежь», то почти всех там знал. Но не все так уж обрадовались моему приходу. Были люди, которые и сами не прочь были сесть в это кресло, потому что место было привлекательное: обычно, когда редактор на месте, у тебя нет никаких обязанностей, хочешь – езжай в командировку, хочешь – пиши. А я как раз очень любил командировки. Пообтерся, много писал, курировал отдел комсомольской жизни. Неплохо, интересно проработал десять лет. – Но потом оказались вдруг посреди пустыни, в Узбекистане… – Пришел новый редактор Щеголев, мы с ним не сошлись. (При Александре Щеголеве ушла часть ведущих сотрудников редакции. – прим. ред.). И я уехал в географический центр пустыни Кызылкум, город Зарафшан, работать главредом в тамошней газете. Город находился в системе Министерства среднего машиностроения, которое курировало оборонную промышленность. Год поработал в пустыне, вернулся в Иркутск, поработал пять лет на телевидении – и вернулся в «Молодежку» в 1991 году. К счастью, возрастной ценз для работы пропал. С 1991 по1998 год – мое второе пришествие. Там было мне комфортно. Газета с харизмой – Ваша книга о газете и о людях, которые там работали – это, конечно же, больше, чем производственная история. Это история истории. У «Молодежки» всегда была особая харизма. – В советское время было в Иркутской области две главные газеты – «Советская молодежь» и «Восточно-Сибирская правда», которая считалась главнее, поскольку была партийной. И у нее поэтому была больше подписка: всех коммунистов обязывали подписаться на «Правду» и на «Восточку». А мы же не могли комсомольцев заставить. Комсомол – это вообще была не очень управляемая масса. Если бы такое решение даже и приняли где-то, то его бы никто никогда не выполнил. «Молодежка», в отличие от «Восточки», всегда была газетой, работающей на грани фола. Был такой Петр Московских, начальник пропаганды (начальник Иркутского областного управления культуры, управления по печати; 1969-1987 – заведующий отделом Иркутского обкома КПСС. – прим. ред.). Он нам про нас говорил: «Я вашу газету утром всегда открываю с ужасом». Молодежь вообще могла больше себе позволить. Судите сами – в 1968 году я пришел, а в следующем уже получил выговор от бюро обкома партии. Такой выговор было очень трудно получить, труднее, пожалуй, чем «Звезду героя». Дело было простым: редактор Василий Жаркой ушел в отпуск, и я подписал в печать номер со статьей Давида Медведева, которая называлась «Гражданское дело». Когда меня повлекли в обком, я думал, что мы что-то перепутали. Ничего подобного. Оказывается, мы хорошо задели председателя областного суда, который был членом обкома партии. Вот и все. Никто ничего мне не пытался объяснить, не слушали меня вообще – просто впаяли выговор. Через год его, правда, сняли, но это уже не имело значения – за мной тянулся такой хвост, хотя я никогда диссидентом не был и близко. Когда меня пригласили в ЦК комсомола и предложили должность редактора газеты «Красноярский комсомолец», то выплыл (вместе с моей еврейской половиной) и этот старый выговор. – Когда вы вернулись в «Молодежку», у нее был небывалый тираж. – Если память мне не изменяет – где-то 120 тысяч экземпляров. Я помню, как первый и последний раз за свое существование мы превзошли «Восточку» на 20 тысяч. А так они на нас свысока поглядывали. Я, кстати, поработал и в «Восточке» – четыре месяца, больше не выдержал. Воздух там был… какой-то другой. – Тогда как раз наступило время свободы. Журналистам, что называется, позволили открыть рот. Что вы почувствовали? – Да, цензуры вообще не стало. У «Молодежки» до того было три-четыре цензора. Большой обком, маленький обком. Был военный цензор, просматривавший статьи, связанные с армией. Его мы никогда не видели – его вообще мало кто видел. Он всегда на материале красным толстым карандашом писал: «Не возВражаю». А еще было Управление по сохранению государственной тайны в печати, которое все знали как «ГлавЛит». Те могли вообще ничего не объяснять – снимают материал, и все тут. Например, звонит мне дежурный и говорит – снимают стихотворение Анатолия Кобенкова «Лошадь». Я удивился: это же стихотворение, чего его снимать? Пошел к цензорам. Цензор Николай Козыдло был такой душка – белоснежная седина, зефир прямо, черные-пречерные глаза, вежливый. Я пришел и говорю: «В чем дело? Ну «Лошадь» же?..» А он мне приводит строчку: «Лошадь как памятник павшим» и говорит: «Разве можно сравнивать лошадь с памятником павшим бойцам Советской Красной армии?» Я отвечаю: «А где там про бойцов Красной армии?» А он мне: «Ну а кому же у нас еще памятники ставят?» Я ему: «А почему обязательно у нас-то? Может, это памятник наполеоновским ветеранам или центурионам?» – несу чушь, но что делать. «Нет, вы не правы, у нас ставят памятники только бойцам Советской армии», – отвечает. В общем, он меня обаял, такой весь душка. Выхожу я от него спокойный, умиротворенный – а потом как будто осенило: не разрешили ведь публикацию! Но бывало и еще хуже. Одно стихотворение можно другим заменить. А вот, например, у нас выходит БАМовский номер, и фотографию вдруг снимают: снимок с вертолета, часть фото занимает лес, и подпись: «Вот здесь, на территории Казачинско-Ленского района, пройдет БАМ». Снимают категорически, а у меня другой фотографии нет! Не за что, казалось бы, и зацепиться цензору – деревья хоть где сними, одинаково будет, никакой шпион не узнает, что за место. Звоню опять Козыдло. Но в этот раз удалось мне его убедить. Он сказал: «Уберите только в подписи «Казачинско-Ленский район», оставьте «И здесь пройдет БАМ». Было еще такое: снимали отрывок из повести Распутина «Живи и помни» – потому что не было в советской армии дезертиров. Хотя все знают, что были. У Вали все-таки уже имелся авторитет, его, может, и побаивались... Кажется, поставили, отбили этот отрывок… Кошмарно было с цензурой. И вот однажды, помню, писал я материал о добыче золота и по привычке позвонил в цензуру, зная, что добыча золота – закрытая тема. И выяснилось, что разрешение не нужно, публикуйте, пожалуйста. Незаметно, вдруг отменили цензуру. Это было счастье. И, конечно, мы пустились во все тяжкие. И я ставлю в заслугу нам, что когда был путч, мы ни на секунду не задумывались. Время обновления и время разрушения – Этот день, 19 августа 1991 года, вы подробно описываете в своей книге. – Потому что это был судьбоносный день – без всяких там кавычек и улыбок. И страшно интересный: мы же не знали, чем все это закончится. Я, например, как самый старый из «молодежкинцев» был уверен по привычке, что верх возьмет та сторона, на которой силовики, оборона. Газета у нас была практически готова. Первую полосу мы сняли и стали бросать туда всю информацию, что приходила. У нас было два источника информации в Москве – народный депутат Геннадий Алексеев и Анатолий Закопырин, директор «Братскгэсстроя». Нас обком не тревожил, хотя знали, что мы там что-то делаем. Директор типографии прибежал перепуганный: «Мне сообщили, что «Молодежка» что-то затевает». Опасался, что и ему прилетит. Мы его успокоили, мол, вы технический работник и вообще, рабочий день у вас закончился, идите-ка домой. Сами ушли часа в три ночи, когда закончили первую, «политическую», полосу… – Этот год и последующие были очень яркими для «Молодежки». И так неожиданно она перестала существовать. – Да, это время дало небывалый подъем газеты. Но такие огромные тиражи не могли долго держаться. Путч закончился, все устаканилось, началась обычная «текучка». И мы стали проседать, тиражи стали падать. Но могу сказать, что для меня крах газеты тоже был совершенно неожиданным. В 1994 году мы пафосно отметили 70-летний юбилей, пригласив знаменитостей – Василия Ланового, Евгения Евтушенко, Елену Камбурову, Константина Кинчева с его «Алисой». В 1996 году меня редакция отправляла на олимпийские игры в Америку. А в 1997 году оказалось, что мы банкроты. – Чтобы выжить, газета объединилась с коммерческим еженедельником «Номер Один». Вы почти сразу ушли. Это была принципиальная позиция? – Я сразу решил уйти. Мне не понравился новый курс: мол, ваши журналистские размышлизмы, ваши красивости никому не нужны, нужны голимые факты. Мне не понравилось, что журналистский материал начали рассматривать исключительно как товар, с которым редакция, его купившая, может делать все, что захочет, хоть в корзину выбросить. Был случай, который стал решающим. Когда Госдума преодолела вето президента, принимая в 1997 году «Закон о Байкале», я написал об этом. Утром прихожу в редакцию и на первой полосе вижу заголовок: «Президент хотел разрешить гадить в Байкал, а депутаты подставили горшок». Думаю, ну кто это написал?! Смотрю – моя фамилия. Мне тут же стали звонить, ругаться, мол, ты что, в их веру перешел – в «веру» желтой прессы… А ведь когда-то газету мы выпускали одну из лучших в Союзе. Сначала шли «Московский комсомолец», ленинградская «Смена», свердловская «Смена», а потом – мы. На ВДНХ выставлялись... И первый номер в 1924 году как редактор подписал поэт Иосиф Уткин. Ты знаешь об этом? Мы всегда этим гордились… …Конечно, я об этом знаю. Это и вправду очень символично – из лона «Советской молодежи» потом вышли большие мастера писательского дела, составившие славу Иркутской области. Сам Арнольд Иннокентьевич в итоге стал писать – прекрасные публицистические вещи, живые, интересные, которые сложились в хорошие, добрые книги. Он вступил в Союз российских писателей, которым в Иркутске тогда руководил его товарищ, поэт Анатолий Кобенков. В том же союзе состояли «молодежкинцы», друзья Любовь Сухаревская, Борис Ротенфельд. Книги Харитонова отличает его личная в них заинтересованность – он любит тех, о ком пишет, и места, которые описывает: в последних трех книгах – Евгений Евтушенко, БАМ и его герои, «Советская молодежь» и ее сотрудники. Он очень хотел успеть дописать последнюю книгу. И успел. Он говорил так: «Закончить книжку полностью – то есть издать ее – гораздо труднее, чем просто закончить рукопись». Он имел в виду, конечно, финансовый вопрос. В издании книг ему обычно помогали, в том числе друзья, те, кто высоко ценил его труд. Эту книгу – «440 страниц, плюс фото, одна вклейка» – он, увы, не увидел изданной. Издать ее – дело оставшихся, для которых имя Арнольда Харитонова не пустой звук. Светлана Михеева
Празднование дня рождения Театра юного зрителя им. А. Вампилова
Эти картины магические.
Поздравляем Анатолия Бызова!
Празднуем отличной компанией
Вампилов на Ближнем Востоке
Дорогие мужчины
Групповые экскурсии
Арнольд Харитонов: о «Советской молодежи» и времени, которое мы не потеряли
О СОВЕТСКОЙ МОЛОДЁЖИ И ВРЕМЕНИ, КОТОРОЕ МЫ НЕ ПОТЕРЯЛИ
|
АФИША СОБЫТИЙ _________________________________
2023 ГОД
МАРТ
4 марта в 12:00 Творческая встреча «Слово о Вампилове» для учеников
7 март в 13:00
Творческая встреча «Слово о Вампилове» для студентов КБГУ
7 март в 14:00 Творческая встреча «Слово о Вампилове» для сотрудников Банка России
9 марта Цикл встреч «Слово о Вампилове» в г.Черемхово
23 марта в 15:00 Творческий вечер с Анастасией Зверьковой в рамках проекта «Восхождение»
27 марта в 15:00 Международный день театра. Творческий вечер с Евгением Алёшиным в рамках проекта «Мастера»
Торжественный финал конкурса «ЛИК. Дмитрий Сергеев» (дата уточняется)
Премьера фильма «Помним. Счастливы…» (дата уточняется)
Премьера фильма «Помним. Счастливы…» в Кутулике (дата уточняется)
Весь март: К премьере оперы «Старший сын»: совместный проект Иркутского областного музыкального театра им. Н.М.Загурского и Центра А.Вампилова для молодежи (по программе «Пушкинская карта»)
Каждый день по будням «Слово о Вампилове» и экскурсии в Центре По предварительной записи
АПРЕЛЬ
Вечер, посвящённый 95-летию Виталия Венгера (дата уточняется)
10-15 апреля Серия встреч в Усть-Илимске «Билет на Усть-Илим»
Весь апрель: К премьере оперы «Старший сын»: совместный проект Иркутского областного музыкального театра им. Н.М.Загурского и Центра А.Вампилова для молодежи (по программе «Пушкинская карта»)
Каждый день по будням «Слово о Вампилове» и экскурсии в Центре По предварительной записи
МАЙ
11 мая День рождения Культурного центра Александра Вампилова
Весь май: К премьере оперы «Старший сын»: совместный проект Иркутского областного музыкального театра им. Н.М.Загурского и Центра А.Вампилова для молодежи (по программе «Пушкинская карта»)
Каждый день по будням «Слово о Вампилове» и экскурсии в Центре По предварительной записи
СОБЫТИЯ ЦЕНТРА А.ВАМПИЛОВА - 2023
Телефон для записи на экскурсии и события 8 (3952) 20-39-74
Билеты можно приобрести по «Пушкинской карте»
Каждый четверг
__________________ ПРОГРАММА «КУЛЬТУРА ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ»
ЕЖЕДНЕВНО ПО БУДНЯМ с 10 до 16.00 экскурсии в Центре А. Вампилова и «Слово о Вампилове»
ПО ВАШИМ ЗАЯВКАМ ПРОВОДИМ:
— Тематический литературный урок «Драматурги...из Прибайкалья»
Стоимость билета 250 рублей
— Тематический литературный урок для учеников 5-7-х классов «Солнце в аистовом гнезде»
Стоимость билета 150 рублей
— Литературный маршрут по Вампиловским местам в Иркутске
_____________________
«Поговорим о странностях любви...» Авторский подкаст Галины Солуяновой на канале PodFm и Soundcloud _________________________________ |