- Автор: Наталья Сокольникова
На сцене Культурного центра Александра Вампилова два актёра – женщина и мужчина. Первая держит в руках стопку бумаг, с которой медленно зачитывает строки: «Природой ход всему начертан изначала, из круга этого нельзя сойти. Из камня всё берёт своё начало. И камень ждёт в конце пути». После небольшой паузы мужчина грузно облокачивается на стоящий впереди него стол и что-то записывает в папку с листами. «Приобщить к делу!» – вдруг говорит он, как будто обращаясь к зрителям. Это актёры ТЮЗа имени А. Вампилова Наталия Маламуд и Николай Кулебякин. Сегодня они инсценируют разговор в небесной канцелярии, где разбирается «дело» иркутского писателя Дмитрия Сергеева. Актёры цитируют строки писателя, рассказывают про основные этапы его жизни и творчества и вносят всё произнесённое в протокол. Так в центре А. Вампилова 24 января прошла творческая встреча «Нить времён», посвящённая 100-летию со дня рождения писателя Дмитрия Сергеева.
«Скитался по земле сибирской долго – Прижился на ангарских берегах…»
Как-то в журнал «Сибирячок» пришло письмо, в котором читательница спрашивала: «Почему город Иркутск называется именно так?» «Сибирячок» переадресовал этот вопрос иркутскому писателю Дмитрию Сергееву, который живо откликнулся на просьбу редакции и рассказал юным читателям «Сибирячка» о реке Иркуте, которая дала название городу. Не удивительно, что из «Сибирячка» обратились именно к нему: Сергеев отлично знал историю и географию Сибири.
Родился Дмитрий Сергеев в марте 1922 года в Иркутске. Детство он провёл на приисках и рудниках в Сибири и на Дальнем Востоке, где работал его отец. Чтобы помочь родителям, Дима сам работал на сенокосе, нанимался сплавщиком на карбасах по реке Лене. Будучи взрослым, о своём детстве Сергеев рассказывал неохотно. Даже его стихи, посвящённые роду, были напечатаны только после смерти писателя. Он никому не показывал эти строки:
«В Иркутск был сослан дед мой из России.
Видать, не шибко нравом был смирён.
Таких, как он, иль на войне косили,
Иль гнали в край непуганых ворон.
Отец, родившийся у плёсов Волги,
Шёл долю лучшую искать в иных краях.
Скитался по земле сибирской долго –
Прижился на ангарских берегах…»
Семья Сергеева вернулась в Иркутск в начале 1930-х годов. Дима пошёл учиться в школу № 8 в иркутском предместье Рабочее. Теперь, спустя почти 90 лет, эта школа носит его имя. Сергеев с детства много читал. За школьные годы он перечитал все книги школьной и районной библиотек. Геолог и публицист Сергей Кучин был одноклассником Сергеева. Кучин оставил о нём такие воспоминания: «Он хорошо учился, но никогда не выпячивал свои знания. Скромность и в школьные годы, и во взрослой жизни никогда не оставляла его. Но он не был ни замкнутым, ни нелюдимым. Его отзывчивость, интерес к каждому полезному делу остались у меня в памяти. В девятом классе решили мы зимними каникулами отправиться в лыжный поход. Создали нечто вроде агитбригады и выбрали Диму Сергеева комиссаром. Разработали маршрут по лежащим на юг от Иркутска сёлам: Смоленщина, Акинино, Баклаши, Введенщина, Олха, совхоз имени Куйбышева, Маркова и снова Смоленщина. Такой вот «круг» сделали, останавливаясь в каждом селе, выпускали агитлистовки, экипировкой снабдило нас спортобщество «Динамо». И дисциплина в походе была железная, а на привалах бывало шумно и весело». Сразу после окончания школы Сергеев был призван в армию – началась Великая Отечественная война.
«Пришлось взяться за литературный труд, чтобы хоть что-то оставить после себя»
– Воевал? – слегка приподняв голову, спрашивает актёр Николай Кулебякин на сцене центра А. Вампилова во время творческой встречи. На полминуты в зале воцаряется тишина.
– Да. Воевал, – чуть снизив интонацию, отвечает актриса Наталия Маламуд. – Сперва окончил Омское пехотное училище, затем сразу на Брянский фронт, где он командовал стрелковым взводом. Он был дважды ранен. После лечения в госпитале воевал до конца, дошёл до Берлина. Это был первый жизненный университет, который не каждому дано пройти.
– Приобщить к делу! – произносит актёр.
За военные заслуги Дмитрий Сергеев был награждён орденом Отечественной войны II степени, медалями «За боевые заслуги» и «За взятие Берлина». Он демобилизовался из армии в 1946 году и, вернувшись в Сибирь, поступил в горно-металлургический институт. А после его окончания стал работать в геологической экспедиции. Двадцать лет провёл в поисковых и съёмочных партиях: вначале простым геологом, а потом и прорабом.
– Никогда не жаловался, – продолжает рассказывать о пути Сергеева героиня «небесной канцелярии» на сцене центра А. Вампилова. – Легко ориентировался в сложной и опасной ситуации. Не боялся брать на себя ответственность. Пользовался непререкаемым авторитетом в группе, хотя многие в ней были старше его по возрасту. Ему безгранично доверяли и не сомневались в нём. Двадцать лет тайги и изнурительных переходов: летом – в жару, зимой – в лютый холод. Сергеев очень любил свою работу и говорил, что к камню относятся очень несправедливо. Даже в литературе. Поэты и писатели говорят о камне как о символе бесчувственного и мёртвого. А между тем камень обладает душой, красотой. С камня начинается, согласно геологии, жизнь на Земле.
– Если он так любил свою работу, почему решил заняться литературой? – спрашивает героиню её собеседник.
– Он шутил, что на одной из талантливо составленных им геологических карт забыли указать его имя, – улыбаясь, отвечает она. – И ему пришлось взяться за литературный труд, чтобы хоть что-то оставить после себя. Он лукавил. Дмитрий Сергеев имел явный литературный талант.
Фронтовик, геолог и писатель – так начинает описывать Сергеева любой биограф. Последовательность этих характеристик не случайна: к литературной деятельности Сергеев обратился в зрелом возрасте. Писать, конечно, Сергеев начал раньше, ещё в школе. Дебютировал в 1957 году с рассказом «Две ночи» в альманахе «Новая Сибирь». В 1959, 1962 и 1963 годах вышли его первые приключенческие книги о геологах «Загадка большой тропы», «Костры в тайге» и «Запас прочности». Свои первые книги Сергеев посвятил тому, что знал лучше всего остального, – геологии и войне.
В 1965 году к Сергееву пришло настоящее литературное признание. Тогда он поучаствовал во Всесоюзном литературном семинаре в Чите, после чего вошёл в так называемую «Иркутскую стенку» вместе с литераторами-земляками Александром Вампиловым, Валентином Распутиным, Леонидом Красовским, Геннадием Машкиным, Юрием Самсоновым, Вячеславом Шугаевым и Ростиславом Филипповым. В 1966 году Александр Твардовский опубликовал его рассказ «В сорок втором» в журнале «Новый мир».
«Каждое его слово было очень ценным»
Дмитрий Сергеев написал десятки произведений – в поэтическом и в прозаическом жанрах. Известность Сергееву принесли книги на военную тему «Позади фронта», «В сорок втором», «Запасной полк». Особое место в его творчестве занимала фантастика. Он написал сборник научно-фантастических рассказов «Доломитовое ущелье», в которых переосмысливал свои профессиональные знания по геологии и экологии.
Об одном из таких переосмыслений на творческой встрече в центре А. Вампилова рассказала литературный редактор Валентина Семёнова. Будучи редактором Восточно-Сибирского книжного издательства, Семёнова не раз лично встречалась с писателем. «Очень быстро стало понятно, что это серьёзный писатель, – сказала Семёнова. – Одну его книжку мне даже довелось самой редактировать, хотя редактировать было особо нечего».
В 1986 году Семёнова готовила книгу «Твоя Земля» – сборник, где писатели высказывали своё мнение о проблемах экологии. В одном из очерков говорилось, что человеку для достижения технического прогресса в первую очередь нужно учиться беречь ресурсы. В издательстве, где работала Семёнова, начались споры: кто-то хотел ставить очерк в сборник, а кто-то нет. Очерк оставили. Одним из весомых аргументов к тому стало мнение Дмитрия Сергеева. «Поддержка Сергеева была очень важна, – вспоминает Семёнова. – Каждое его слово было очень ценным».
Ещё один эпизод из литературной деятельности Сергеева Семёнова запомнила особенно ярко. Как-то Сергеев появился в издательстве со стопкой бумаг формата А4 – это был труд Льва Гумилёва «Этногенез и биосфера Земли».
«Мы, конечно, его прочитали и ещё долго о нём говорили, – вспоминает Семёнова. – О том, как всё происходит в природе, как человек связан с географией, с тем местом, где он живёт. Говорили и об идее пассионарности. Через какое-то время об этом узнал широкий круг читателей. А благодаря Сергееву мы познакомились с ней в начале 1980-х годов».
Несколько позже этого случая, в 1989 году, Сергеев возглавил Иркутское отделение Союза российских писателей. В 1995 году ему присвоили звание Почётного гражданина города Иркутска.
Дмитрий Сергеев умер 22 июня 2000 года. В том же году вышел его последний роман с символичным названием «Последний расклад».
«Он остался эталоном человечества. Не всякий удостоится такой памяти. Надо быть поистине человеком с большой буквы, чтобы этого заслужить», – говорит актёр, играющий роль члена небесной канцелярии. «Заслужил, – отвечает его напарница. – Своей открытостью, смелостью, бесконечной добротой. Никто никогда о нём не сказал плохо. К нему обращались в минуты самого большого горя и отчаяния».
«Так вышло, что в Иркутске в то время было два писателя с фамилией Сергеев – Дмитрий Гаврилович и Марк Давыдович. Оба они фронтовики. Иногда из-за одинаковых фамилий их просто путают. А Дмитрия Сергеева вообще практически не помнят. Мы провели эту встречу, чтобы напомнить сибирякам об этом писателе. Мы хотим, чтобы люди подошли к книжным полкам, взяли его книги и задумались: «Господи, а почему же мы его пропустили?», – сказала директор Культурного центра Александра Вампилова Галина Солуянова.
Вместе с творческой встречей 26 января в Культурном центре Александра Вампилова открылась выставка «Поэт. Прозаик. Драматург», посвящённая предстоящим юбилеям Евгения Евтушенко, Валентина Распутина и Александра Вампилова. Выставка будет работать до 25 марта. В марте этого года в Иркутской библиотеке № 16 имени Дмитрия Сергеева пройдёт несколько мероприятий, посвящённых 100-летию со дня рождения писателя.
Источник: «Восточно-Сибирская правда» от 01.02.2022