Фотоотчет Анатолия Бызова. Поздравляем всех с Международным днем театра, который традиционно обозначен в календаре 27-ым марта, однако празднуется ещё долго после этой даты! Сегодня в Центре А.Вампилова в 15-00 состоится торжественное открытие выставки «Дом окнами в оттепель» посвящённой этому событию. Вас ждёт погружение в атмосферу 60-х-70-х годов XX века, через экспозицию выставки и музыкально-поэтический концерт! А в преддверии праздника Его Величества Театра в «Восточно-Сибирской правде» вышла публикация «К каждой роли нужно приходить с нуля…» , в основу которой легло интервью директора Центра Галины Солуяновой, которая до создания Центра 10 сезонов была ведущей артисткой иркутского ТЮЗа. Ждём вас сегодня на нашем торжественном открытии и предлагаем вашему вниманию материал. 27 марта – особый день для артистов, театральных режиссёров, звукооператоров, светотехников, художников-декораторов, костюмеров, гримёров, билетёров, зрителей театра и драматургов. В этот день во всём мире празднуют День театра. Значит, этот праздник – и для поклонников творчества Александра Вампилова, главного драматурга Прибайкалья. Он прожил без двух дней 35 лет и написал четыре многоактные пьесы. В России сложно представить драматический театр, в котором бы их не ставили. Именем Вампилова названы улицы в посёлке Кутулик и иркутском микрорайоне Первомайском, Иркутский театр юного зрителя, Всероссийский фестиваль современной драматургии и даже астероид, малая планета № 3230. В 2012 году в Иркутске открылся Культурный центр Александра Вампилова. Его основательница Галина Солуянова и сама больше 10 лет была одной из ведущих актрис в Иркутском ТЮЗе. Солуянова поделилась с «ВСП» воспоминаниями о театральных годах и рассказала, как складывался путь драматурга Вампилова в театре. Вечером 18 ноября 1969 года после премьеры спектакля на сцену Иркутского драмтеатра вышел молодой человек. Смущаясь, он кивнул и поклонился аплодирующей аудитории – зрителям в зале и артистам на сцене. Это был драматург Александр Вампилов. В этот день состоялась премьера спектакля по его пьесе «Старший сын». Иркутяне приняли пьесу с восторгом. Сейчас это самая инсценируемая пьеса драматурга – в нашей стране её ставят более 30 театров в разных регионах, в том числе в Москве и Санкт-Петербурге. А ведь пьеса могла и не увидеть сцену. В конце 60-х годов прошлого века режиссёр драмтеатра Владимир Симановский прочёл рукопись «Старшего сына» и решил поставить его в театре. Сделать это в то время было почти нереально: по советским критериям герои пьесы были сомнительными и неоднозначными, а её сюжет – почти криминальным. Симановский вспоминал: «Пришлось самому добиваться разрешения на постановку. Начальник Управления культуры Козлов поначалу замахал на меня руками: «Ты что? Там отец – алкоголик, дочь из дома бежит, школьник во взрослую соседку влюбляется!» И всё-таки мы расстались дипломатично: я ставлю «Старшего сына» под свою ответственность, и, если докажу, что он не про Сарафанова-алкоголика и неблагополучных детей, спектакль получит шанс выйти. Меня такая неопределённость не страшила, приступили к репетициям…» Они, по воспоминаниям артистов, были негромкими. Вампилов присутствовал на каждой из них, приходил без опозданий, внимательно следил за происходящим на сцене. «Он говорил режиссёру: «Всё ведь понятно, у меня в пьесе есть все запятые, пусть так и играют». Симановский отвечал: «Саня, ты этот материал написал, ты его чувствуешь, а актёры с ним только знакомятся. Я должен разобрать с ними подробно каждую роль», – рассказывает Галина Солуянова. Часто репетиции заканчивались ночными посиделками в театральном общежитии «Коммерческого подворья»: драматург, режиссёр и молодые актёры просто не в силах были расстаться. Иногда реплики, звучавшие на этих посиделках, проникали в основной текст пьесы. Так они и закреплялись в нём, став каноническими. Чтобы показать премьеру зрителям, в то время нужно было пройти этап цензуры – обязательную сдачу комиссии Управления культуры. На сдаче «Старшего сына» был полный зал. Зрители сочувствовали героям: умилялись чувствам Васеньки, жалели Сарафанова, смеялись и плакали вместе с героями Вампилова. А после сдачи спектакля, по словам народного артиста России Валерия Алексеева, сыгравшего роль Сильвы, с театральных тумб исчезли афиши. Никто не знал, выйдет ли всё-таки на сцену «Старший сын». Премьера, конечно, состоялась. Иркутяне полюбили постановку не только за трогательных, живых, чем-то даже напоминающих чеховских персонажей героев, но и за сам факт: пьесу написал человек, который ходит по тем же улицам, что и они. Улицы и вообще иркутские места тоже узнаются в пьесах Вампилова. «Мы, те, кто давно живёт здесь, знаем, что действие в «Старшем Сыне» происходит в Ново-Ленино, – рассказывает Галина Солуянова. – А в «Прощании в июне» Колесов знакомится с Таней на остановке «Бытовая». Я ещё застала ту театральную тумбу, у которой они встречаются. А в «Утиной охоте» Зилов с Галиной говорят о Троицкой церкви, которая в советское время была переоборудована в планетарий. Конечно, у него нигде не написано, что действие в этих пьесах происходит в Иркутске. Он свой масштаб понимал. И понимал, что история семейства Сарафановых может произойти не только в Ново-Ленино и в Иркутске, она может произойти где угодно». Со дня премьеры «Старшего сына» прошло больше 50 лет, Вампилова не стало в 1972-м – его лодка перевернулась у берега Байкала. Все пьесы Вампилова, не только «Старший сын», но и «Прощание в июне», «Утиная охота», «Прошлым летом в Чулимске» и «Провинциальные анекдоты», уже стали классикой, при этом не утратив злободневности. Спектакли по его произведениям идут в театрах всего мира, во многих по сей день ставят и по нескольку вампиловских постановок. Например, в омском театре «Галёрка» ставят все его пьесы, в Иркутском ТЮЗе имени А. Вампилова – почти все. В Санкт-Петербургском театре «Мастерская Григория Козлова» – три. В 1972 году Вампилову посмертно вручили премию Иркутского комсомола имени Иосифа Уткина за пьесу «Прощание в июне». Заслуженная артистка Российской Федерации Елена Мазуренко, сыгравшая Нину в первой версии «Старшего сына», стала единственной актрисой, сыгравшей во всех пьесах Вампилова. «Меня воспитывали так: театр – это храм, – говорит директор Культурного центра Александра Вампилова Галина Анатольевна Солуянова. – Это трибуна, с которой ты можешь поведать миру, что такое хорошо и что такое плохо». С 1971-го по 1981 год Солуянова была одной из ведущих актрис Иркутского ТЮЗа. 10 сезонов она встречала зрителей на сцене в разных ролях. Любимыми она называет роли Малыша в инсценированной сказке Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше» и Луизы в трагедии Шиллера «Коварство и любовь». Галина Анатольевна вспоминает: в то время, когда она работала актрисой театра, не было Интернета и социальных сетей и люди приходили в театр, чтобы найти ответы на возникающие у них жизненные вопросы. «И ответы находились», – улыбается Солуянова. Она вспоминает спектакль «Солнечный удар», где она больше двух часов не уходила со сцены. «Было очень любопытно. Мне тогда очень помог паричок», – вспоминает она. Во время репетиций Солуяновой, которая хорошо знала и текст, и мизансцены, для полного погружения в роль не хватало опоры. «Я всё знала, но какого-то живого дыхания не хватало», – вспоминает она. А потом постижёр Валентина Михайловна Измайлова сшила для этой роли паричок. В 1989 году Солуянова заведовала литературной частью ТЮЗа, в 1996-м открыла Иркутский областной фонд Александра Вампилова. В 2012-м – основала Культурный центр Вампилова. О том, как это происходило, мы рассказывали в номере «ВСП» от 17 августа 2021 года. С актёрами ТЮЗа Солуянова до сих пор крепко дружит: «Это в прямом смысле моя семья – я могу их пригласить в центр, могу поплакаться, мы можем вместе порадоваться чему-то. В Иркутске вообще очень сильная актёрская плеяда. Можно их любить, можно не любить, можно говорить: «Это мой актёр, а это – нет». Но то, что они профессионалы, – это точно». Самой Солуяновой довелось исполнить роли нескольких вампиловских героинь и срежиссировать один спектакль по его пьесе. Во время учёбы в Новосибирском государственном педагогическом институте на факультете русского языка и литературы она поставила студенческий спектакль «Прощание в июне», за роли в котором большая часть актёров получили дипломы, в том числе и актёр, появляющийся в двух сценах в роли полицейского. Через 40 дней после смерти Вампилова на единственном тогда в регионе областном телевидении сделали эфир, посвящённый творчеству драматурга. Показали отрывок пьесы «Прошлым летом в Чулимске», где Солуянова сыграла Валентину. Потом на творческом вечере писателей и актёров она сыграла Нину в отрывке из «Старшего сына». К Международному дню театра в центре Вампилова пройдёт открытие выставки, погружающей в атмосферу быта «оттепели», вампиловской эпохи. «В рамках этого дня я хотела бы поздравить всех коллег, – говорит Галина Солуянова. – Давайте совершенствовать мастерство, не останавливаясь на достигнутом. Мой учитель Виталий Константинович Венгер, несмотря на огромное количество титулов, к каждой роли приходил с нуля. Он понимал, что в зрительном зале обязательно сидит кто-то, кто его ни разу не видел. Этот кто-то не знает о Государственной премии или звании народного артиста. Играть нужно так, чтобы этот новый зритель смог тебя полюбить и запомнить твою фамилию».
Празднование дня рождения Театра юного зрителя им. А. Вампилова
Эти картины магические.
Поздравляем Анатолия Бызова!
Празднуем отличной компанией
Вампилов на Ближнем Востоке
Дорогие мужчины
Групповые экскурсии
Международный день театра
«К каждой роли нужно приходить с нуля…»
Автор: Наталья Сокольникова
История Сарафановых может произойти где угодно»
«Театр – это храм. Это трибуна»
|
АФИША СОБЫТИЙ _________________________________
2023 ГОД
МАРТ
4 марта в 12:00 Творческая встреча «Слово о Вампилове» для учеников
7 март в 13:00
Творческая встреча «Слово о Вампилове» для студентов КБГУ
7 март в 14:00 Творческая встреча «Слово о Вампилове» для сотрудников Банка России
9 марта Цикл встреч «Слово о Вампилове» в г.Черемхово
23 марта в 15:00 Творческий вечер с Анастасией Зверьковой в рамках проекта «Восхождение»
27 марта в 15:00 Международный день театра. Творческий вечер с Евгением Алёшиным в рамках проекта «Мастера»
Торжественный финал конкурса «ЛИК. Дмитрий Сергеев» (дата уточняется)
Премьера фильма «Помним. Счастливы…» (дата уточняется)
Премьера фильма «Помним. Счастливы…» в Кутулике (дата уточняется)
Весь март: К премьере оперы «Старший сын»: совместный проект Иркутского областного музыкального театра им. Н.М.Загурского и Центра А.Вампилова для молодежи (по программе «Пушкинская карта»)
Каждый день по будням «Слово о Вампилове» и экскурсии в Центре По предварительной записи
АПРЕЛЬ
Вечер, посвящённый 95-летию Виталия Венгера (дата уточняется)
10-15 апреля Серия встреч в Усть-Илимске «Билет на Усть-Илим»
Весь апрель: К премьере оперы «Старший сын»: совместный проект Иркутского областного музыкального театра им. Н.М.Загурского и Центра А.Вампилова для молодежи (по программе «Пушкинская карта»)
Каждый день по будням «Слово о Вампилове» и экскурсии в Центре По предварительной записи
МАЙ
11 мая День рождения Культурного центра Александра Вампилова
Весь май: К премьере оперы «Старший сын»: совместный проект Иркутского областного музыкального театра им. Н.М.Загурского и Центра А.Вампилова для молодежи (по программе «Пушкинская карта»)
Каждый день по будням «Слово о Вампилове» и экскурсии в Центре По предварительной записи
СОБЫТИЯ ЦЕНТРА А.ВАМПИЛОВА - 2023
Телефон для записи на экскурсии и события 8 (3952) 20-39-74
Билеты можно приобрести по «Пушкинской карте»
Каждый четверг
__________________ ПРОГРАММА «КУЛЬТУРА ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ»
ЕЖЕДНЕВНО ПО БУДНЯМ с 10 до 16.00 экскурсии в Центре А. Вампилова и «Слово о Вампилове»
ПО ВАШИМ ЗАЯВКАМ ПРОВОДИМ:
— Тематический литературный урок «Драматурги...из Прибайкалья»
Стоимость билета 250 рублей
— Тематический литературный урок для учеников 5-7-х классов «Солнце в аистовом гнезде»
Стоимость билета 150 рублей
— Литературный маршрут по Вампиловским местам в Иркутске
_____________________
«Поговорим о странностях любви...» Авторский подкаст Галины Солуяновой на канале PodFm и Soundcloud _________________________________ |