
Фотоотчет Анатолия Бызова. Кинофестивальная осень в России началась 1 сентября в далёкой Республике Саха, где проходит III Якутский международный кинофестиваль. Президент фестиваля – генеральный директор киностудии «Ленфильм» Эдуард Пичугин. Среди российских участников МКФ – новая картина Александра Прошкина «Райские кущи», снятая по мотивам знаменитой пьесы «Утиная охота» Александра Вампилова. Премьерные показы «Райских кущ» уже стали специальным событием Московского МКФ и фестиваля «Окно в Европу» в Выборге. Главные роли в новой версии классической советской пьесы сыграли Евгений Цыганов и Чулпан Хаматова. О том, почему драматургия Александра Вампилова не стареет, а его персонажи интересны актёрам всех поколений, Евгений Цыганов рассказал читателям «Невского времени». – Евгений, в пьесе Вампилова его герой – высокий, уверенный в себе тридцатилетний человек, у него вроде бы всё в порядке: есть работа, любящая его жена, друзья… Тем не менее он категорически несчастен. Как вы относитесь к своему герою? Что за человек ваш Зилов? – В первую очередь, он не герой. Ни тогда, когда была написана «Утиная охота», ни сейчас. Может, поэтому пьеса Александра Вампилова и была положена на полку, не ставилась долгое время. Было устоявшееся представление о советском герое, каким он должен быть: сильный, волевой, принципиальный, понимающий политику партии и вообще молодец. Зилов под такое определение никак не подходил. Фильм Виталия Мельникова «Отпуск в сентябре», в основе которого эта пьеса, тоже оказался на полке, его долго не выпускали. «Утиная охота» – это какая-то, видимо, личная история самого Вампилова. Его волновала, беспокоила тема вранья. Он размышлял, в чём есть правда, в чём совесть. И охота, то есть какое-то искреннее желание человека. В русском языке «охота» – слово многозначное. Человек на работе, в социуме, в личных отношениях всегда знает, что от него ждут, что он обязан делать. А помимо этого есть охота – как что-то инстинктивное, почти животное. То, что нужно уметь в себе слышать и признавать. Из столкновения внутренних побуждений и внешних обязательств возникает конфликт. – Это ведь не первая ваша встреча с драматургией Александра Вампилова? – Я играю в спектакле Паши Сафонова «Старший сын» с Виктором Ивановичем Сухоруковым. Там схожие темы, они кочуют у Вампилова из пьесы в пьесу. Фильм «Райские кущи» сделан по мотивам «Утиной охоты», я большой поклонник этой пьесы. Сценарий написал Александр Родионов, он сумел перенести действие в современность. Мне кажется, какие-то основные, значимые вещи он уловил. В музыкальном смысле точно поймал тональность, нерв этой вещи. Это была рискованная, конечно, затея, но я не мог от неё отказаться. И потому, что меня позвал Александр Анатольевич Прошкин, и потому, что это важная для меня роль и рядом были потрясающие партнёры. Конечно, я понимал, что мы обречены на сравнение с тем давним замечательным фильмом, где Зилова играл Олег Даль. Может быть, даже обречены на неуспех. Но, наверное, успех в нашем деле – не самое главное. Нас учили неудач не бояться. Если необходимость высказывания есть, значит, пусть оно будет. Александру Анатольевичу было важно высказаться про сегодняшний день. Думаю, этот большой мастер в свои 75 лет имеет на это полное право. – Вам не кажется, что Зилов в определённом смысле персонаж исторический, он уже принадлежит прошедшему времени? Что он остался в том душном, замкнутом советском обществе и его нельзя так просто переселить в наши дни? – Этот вопрос скорее к режиссёру, к Александру Прошкину. Я так понимаю, что он считает сегодняшнее время гораздо более душным, чем было то, ушедшее. Но я знаю, что, когда пьеса была написана, ребята из конструкторского бюро в Барнауле написали письмо в ЦК компартии, что такого учреждения, как у Вампилова, быть не может, и таких героев, как Зилов, – тем более, и это всё поклёп на советское общество. После чего пьесу запретили. Вы говорите, что этого не может быть сегодня, а они считали, что этого не могло быть в то время! История повторяется: кто-то сомневается, что подобных персонажей в нынешнем времени не найти, а тогда не верили, что они были их современниками. Всем хочется героев, антигерои ни тогда, ни сейчас почему-то никого не устраивают, и знать о них не хотят. Несмотря на то что они были и есть. Проблемы во все времена остаются одними и теми же. Мы пересказываем их разными словами, в разных обстоятельствах, но они повторяются. – Бытует мнение, что, хотя Вампилов написал пьесу уникальную, притягательную для артистов и режиссёров, по-настоящему удачных театральных постановок практически не было. Вы с этим согласны? – Не знаю. Екатерина Сергеевна Васильева, с которой мы вместе работаем в моём спектакле «Олимпия» в Театре «Мастерская Петра Фоменко», считает, что лучше всех был Зилов в исполнении Олега Ефремова в спектакле МХАТа. – Насколько сложной и трудной для вас была эта роль? Как вы думаете, у вас получилось сыграть Зилова таким, каким его видел автор? – Не мне об этом судить. Вампилов написал непростую историю, мне она близка. А уж получилось или нет, пусть скажут зрители. – Вы пересматривали фильм с Олегом Далем, прежде чем самому сыграть Зилова? – Нет. Я хорошо помню «Отпуск в сентябре». Даль в этом фильме очень определённый: он аристократичен, высокомерен, остроумен, он очень отдельный, прекрасный и запоминается навсегда. Сравнивать бессмысленно, я совсем другой. – Вам понравился фильм Александра Прошкина? – Да, понравился. Сценарий Александра Родионова по мотивам Вампилова, по-моему, вполне вписывается в наше сегодня. Я очень люблю своих партнёров, люблю оператора Шандора Беркеши. Мне замечательно работалось с Александром Анатольевичем Прошкиным. Но я не представлял себе, что получится в итоге. В результате, как мне кажется, это похоже на настоящее кино. Не на пьесу, перенесённую на экран, а на самостоятельный фильм. Это определённо имеет отношение к киноязыку, есть атмосфера, настроение, искренность, своя собственная ценность. – Что вам больше всего запомнилось из съёмочного периода? – Был такой замечательный момент в один из первых дней: шёл дождь, я пережидал его в избушке на берегу озера, где обычно сидят спасатели, смотрел, как на берегу под намокшими зонтами стоят три человека – режиссёр, кинооператор и звукорежиссёр. Я видел эту унылую картину: озеро, лес, три «маньяка» под дождём. Они стоят, мокнут, не уходят и решают, каким должен быть кадр. И я почувствовал, что это и есть настоящее кино. То самое, которое было таким важным для всех. В каком-нибудь 67-м или 73-м году. Когда нет никаких огромных рельсов, больших съёмочных групп, экранов, вертолётов, но есть люди, готовые простоять сутки, ждать, когда всё прояснится и можно начать снимать. Такие по-хорошему сумасшедшие люди, фанаты своего дела. Киношники. – Есть что-то общее, на ваш взгляд, между двумя вашими Викторами – Хрусталёвым из сериала Валерия Тодоровского «Оттепель» и Зиловым в «Райских кущах»? Оба легко увлекаются разными женщинами и умеют увлечь, что приводит к сложным, запутанным ситуациям… – Ну, они оба мужчины, это их главная и определяющая черта. Не могу рассуждать, кто из них мне ближе. Я не психиатр сам себе, чтобы это анализировать. А журналисты не священники, чтобы перед ними исповедоваться. Могу только сказать, что меня привлекают оба эти персонажа, они небезупречны, им присущи многие недостатки, они сильные и слабые одновременно, у них непростые отношения с женщинами и с собой, но они не фальшивят и пытаются не врать самим себе, что ещё больше осложняет их жизнь. Их интересно играть. – Вам бы хотелось поработать в продолжении «Оттепели»? – Это вопрос к Валере Тодоровскому, захочет ли он делать продолжение, что это будет за история и позовёт ли он меня. Он вроде бы собирался, хотел снимать в Одессе, но это сейчас невозможно. И вообще ничего предполагать нельзя, мы не знаем, как всё повернётся. Я не знаю, что будет завтра. Не люблю загадывать.
Празднование дня рождения Театра юного зрителя им. А. Вампилова
Эти картины магические.
Поздравляем Анатолия Бызова!
Празднуем отличной компанией
Вампилов на Ближнем Востоке
Дорогие мужчины
Групповые экскурсии
Евгений Цыганов: «Мой герой не пытается врать самому себе…»
Артист театра и кино уверен, что вопросы, поднятые в пьесе, написанной почти 50 лет назад, актуальны и сегодня
|
АФИША СОБЫТИЙ _________________________________
2023 ГОД
МАРТ
4 марта в 12:00 Творческая встреча «Слово о Вампилове» для учеников
7 март в 13:00
Творческая встреча «Слово о Вампилове» для студентов КБГУ
7 март в 14:00 Творческая встреча «Слово о Вампилове» для сотрудников Банка России
9 марта Цикл встреч «Слово о Вампилове» в г.Черемхово
23 марта в 15:00 Творческий вечер с Анастасией Зверьковой в рамках проекта «Восхождение»
27 марта в 15:00 Международный день театра. Творческий вечер с Евгением Алёшиным в рамках проекта «Мастера»
Торжественный финал конкурса «ЛИК. Дмитрий Сергеев» (дата уточняется)
Премьера фильма «Помним. Счастливы…» (дата уточняется)
Премьера фильма «Помним. Счастливы…» в Кутулике (дата уточняется)
Весь март: К премьере оперы «Старший сын»: совместный проект Иркутского областного музыкального театра им. Н.М.Загурского и Центра А.Вампилова для молодежи (по программе «Пушкинская карта»)
Каждый день по будням «Слово о Вампилове» и экскурсии в Центре По предварительной записи
АПРЕЛЬ
Вечер, посвящённый 95-летию Виталия Венгера (дата уточняется)
10-15 апреля Серия встреч в Усть-Илимске «Билет на Усть-Илим»
Весь апрель: К премьере оперы «Старший сын»: совместный проект Иркутского областного музыкального театра им. Н.М.Загурского и Центра А.Вампилова для молодежи (по программе «Пушкинская карта»)
Каждый день по будням «Слово о Вампилове» и экскурсии в Центре По предварительной записи
МАЙ
11 мая День рождения Культурного центра Александра Вампилова
Весь май: К премьере оперы «Старший сын»: совместный проект Иркутского областного музыкального театра им. Н.М.Загурского и Центра А.Вампилова для молодежи (по программе «Пушкинская карта»)
Каждый день по будням «Слово о Вампилове» и экскурсии в Центре По предварительной записи
СОБЫТИЯ ЦЕНТРА А.ВАМПИЛОВА - 2023
Телефон для записи на экскурсии и события 8 (3952) 20-39-74
Билеты можно приобрести по «Пушкинской карте»
Каждый четверг
__________________ ПРОГРАММА «КУЛЬТУРА ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ»
ЕЖЕДНЕВНО ПО БУДНЯМ с 10 до 16.00 экскурсии в Центре А. Вампилова и «Слово о Вампилове»
ПО ВАШИМ ЗАЯВКАМ ПРОВОДИМ:
— Тематический литературный урок «Драматурги...из Прибайкалья»
Стоимость билета 250 рублей
— Тематический литературный урок для учеников 5-7-х классов «Солнце в аистовом гнезде»
Стоимость билета 150 рублей
— Литературный маршрут по Вампиловским местам в Иркутске
_____________________
«Поговорим о странностях любви...» Авторский подкаст Галины Солуяновой на канале PodFm и Soundcloud _________________________________ |