Фотоотчет Анатолия Бызова. Евгений Цыганов: Надо не страдать, а жить и работать - Ваш учитель Петр Наумович Фоменко во время учебы в Школе-студии МХАТ совершал дерзкие поступки, за которые был отчислен. А вам не грозило отчисление? - Скоро в прокат выходит фильм Анны Меликян «Про любовь» с вашим участием. Что вы поняли «про любовь»? Анжелика Заозерская
Празднование дня рождения Театра юного зрителя им. А. Вампилова
Эти картины магические.
Поздравляем Анатолия Бызова!
Празднуем отличной компанией
Вампилов на Ближнем Востоке
Дорогие мужчины
Групповые экскурсии
В прокат вышел фильм «Райские кущи»
В четверг, 19 ноября, в прокат вышла картина Александра Прошкина «Райские кущи» по пьесе Александра Вампилова «Утиная охота». Главную роль — Виктора Зилова — сыграл Евгений Цыганов. Актер, который запомнился всей стране после сериала «Оттепель», не любит давать интервью, однако для «ВМ» сделал исключение. Кстати, это не единственная заметная работа Евгения в этом году. Он сыграл и в «Территории», и в «Битве за Севастополь», и в «Фарце», так что недаром ряд глянцевых изданий назвал Цыганова актером года.
В основе нового фильма — хоть и лежит известная пьеса, но действие ее перенесено в наше время. Евгений Цыганов в интервью «Вечерней Москве» объясняет причины, по которым он отправился в это смелое кинопутешествие, с неизбежным сравнением с Олегом Далем — в экранизации Виталия Мельникова «Отпуск в сентябре» (1979 год) и с неизбежным упреком: «Зачем эти вольности с классикой?»
- Евгений, наверняка вы перечитывали пьесу Александра Вампилова «Утиная охота»? Вам она нравится?
-Пьеса нравится, и я перечитывал ее перед тем, как начать сниматься. За полгода до этого ко мне обратились кинематографисты с предложением сыграть Зилова, но в непосредственной экранизации пьесы. На что я ответил: «Сыграть Зилова, конечно, интересно, но я не представляю — зачем и как?» Ведь фильм по пьесе уже снят, и с прекрасными актерами Олегом Далем, Евгением Леоновым, и если говорить о новом прочтении пьесы «Утиная охота», то для этого необходимы новые режиссерские решения, чего, на мой взгляд, у тех режиссеров не было. Александр Прошкин же изначально заявил о том, что хочет перенести героев пьесы «Утиная охота» в сегодняшний день.
- Опять ремейк. Неужели и вы сторонник повторов фильмов, сейчас это ведь модно: переснимать знаменитое кино?
-Мне кажется, что пьеса «Утиная охота» вневременная, как, впрочем, все пьесы Вампилова, в которых речь идет про человеческие отношения, про честность прежде всего по отношению к себе и к миру, и про вранье. Можно предположить, что Вампилов посредством своих пьес пытался решить для себя важные вопросы и разобраться прежде всего с самим собой, и поэтому из одного произведения в другое возвращается к одним и тем же темам.
- К каким главным темам?
-Мой учитель Петр Наумович Фоменко не любил, даже отвергал слово «однозначно». Однажды он сказал: «Когда я слышу этого политика, который твердит: «Однозначно, однозначно», думаю: «Что в этом мире может быть однозначно?» И пьесы Вампилова, как я их воспринимаю, «про неоднозначность», например, про то, как симпатичные люди могут казаться гадами, и наоборот.
- Не боялись, что за попытку осовременить «Утиную охоту» вас обругают?
-Я знаю, что критики не избежать. Но отказаться от этой истории не мог. Интересно было — как все сложится. К тому же за Александром Прошкиным пошли замечательные артисты и съемочная группа вместе с оператором Шандором Беркеши.
- Не было ли у вас ощущения, что некоторые фразы пьесы устарели? Например, на каждой странице «алик из аликов», и в фильме это выражение звучит часто, тогда как сегодня этот «афоризм» услышишь нечасто?
-Возможно. Хотя в разных местах люди разговаривают по-разному. Вампилов писал про Барнаул (конечно, про Иркутск - Центр А.В.), а как там сейчас разговаривают люди, не знаю. Можно предположить, что иначе, чем в здесь. «Райские кущи» — не столичная история.
- Согласно одной из версий — Зилов из плеяды «лишних людей» русской литературы, с их скепсисом, рефлексией. Да и Даль, играя его, не забывал о любимом персонаже Печорине, о чем написал и в своей книге. А вы кого играете?
-Я не сторонник того, чтобы всех персонажей подводить под определенные типажи. Помню, «что все мы вышли из гоголевской шинели» и существуют такие понятия, как «достоевщина», «гоголевщина», «булгаковщина». О, вот этот ходит с мрачной рожей — значит, Печорин? А это веселый, легкий — «моцартовский тип». Мне кажется, что это клише. Когда я столкнулся с Зиловым, попытался абстрагироваться от известного представления.
Он, конечно, странный персонаж. Между прочим, зрители, посмотревшие картину, разделились на тех, кто «за» Зилова и «против».
- А ваше отношение к Виктору Зилову? Для вас он герой или не герой?
-Понятие «герой» обречено на проявление некоторых героических качеств, которыми Зилов не обладает. Не был героем он и в советское время. У Зилова, на мой взгляд, нет необходимости в борьбе. Александру Прошкину принадлежит хорошее определение «человекообразный». Поэтому моя роль скорее не про «героизм», а про «человекообразность». В классическом представлении герой должен быть активно действующий, идущий навстречу року… Есть рефлексирующие герои… Зилов относится к тем людям, которые не хотят определяться, за кого им — за правых или за левых, он хочет жить своей жизнью, на охоту хочет.
- Лекарство от депрессии. Охота для Зилова — способ вернуть интерес к жизни, который он утратил, получить удовольствие?
-В нашей жизни есть маршруты, по которым мы ходим, люди, с которыми встречаемся, какой-то род занятий… Все это мы делаем, делаем, делаем… А в какой-то момент понимаем, что уже ничего не чувствуем. Вот вчера звонит мне друг и говорит: «Я лечился от депрессии, потому что понял: ничего не чувствую, совсем ничего». И Зилов поступает также. Только он не к врачу идет, а на охоту. Она для него — возможность выскочить из привычной колеи, обыденности. Мы все знаем, как быть хорошим — женщину пропустить вперед, бабушке место уступить, руку подать... И многие люди живут на автомате, согласно представлениям: «Как можно», «Как должно», живут с ощущением того, что все в порядке. Да, с виду-то все в порядке: кредит взят, машина куплена, водка подешевела, перешел на другой тариф, а в душе — пустота. Что касается удовольствий, то люди получают их от разных вещей: кто-то перемывает другому кости, кто-то от того, что прогуливает занятия, гоняя при этом мяч.
-Сам Петр Наумович никого не выгонял. До того, как поступить на курс Фоменко в ГИТИС, я учился в Щуке, и там нам постоянно говорили: «В конце курса семь человек отчислим». Петр Наумович сразу сказал: «Я никого выгонять не буду». И мы понимали, что учимся для себя — по желанию, а не по принуждению. Процесс обучения требует не гонки, а тишины.
- Всех выгоняют, всех наказывают, почему же Петр Наумович не прибегал к крайним мерам?
-Видимо, считал, что если ты прошел большой конкурс, значит, талантливый и хочешь учиться. Он же нас выбирал и был в ответе за свой выбор. К тому же он любил людей, артистов любил, рабочих театра любил…
- Скучаете по постановкам Петра Фоменко, которые сейчас не идут в театре?
-Довольно давно мы играем спектакли: «Одна абсолютно счастливая деревня», «Бесприданница», и я по ним скучаю. Жалею, что не произошла история с «Борисом Годуновым», которую начал ставить Петр Наумович. Сегодня я понимаю, что такую роль, с таким подробным разбором, мне уже вряд ли кто предложит.
- Не любите незаконченности, оборванности?
-Петр Наумович говорил: «Не ставьте точек, Христа ради». Для него хуже точки ничего не было. Поэтому в театре существует манера «фоменковского текста», когда актеры не заканчивают фразу, а направляют ее вперед, и тогда слово летит, «как моль, пока его не захлопают насмерть аплодисментами» (эту фразу приписывают Петру Наумовичу).
- Не было ли у вас мыслей уйти из «Мастерской Петра Фоменко» в другой театр? Или этот вопрос даже не обсуждается?
-Несколько раз думал о том, чтобы уйти из театра. Мне хотелось путешествовать, хотелось новых впечатлений. И в этот момент Петр Наумович предложил мне роль Карандышева в своей постановке «Бесприданница», и я понимал, что если скажу «да», то останусь в театре надолго.
А еще понимал, что в Москве живут тысяча артистов, и если бы каждому из них Петр Наумович предложил играть Карандышева, никто бы не раздумывал. И было бы странно с моей стороны сказать: «Извините, но без меня». И я остался.
- Какое главное качество для артиста?
-Художественный руководитель театра «Мастерская Петра Фоменко» Евгений Каменькович говорит, что «главное качество артиста — умение ждать». Иногда это ожидание похоже на безделье, потому что не имеет внешнего проявления, но иногда именно в этой статике происходит работа. Но все равно ждать ненавижу.
- А в театре перед выходом на сцену что чувствуете?
-За час до спектакля актеры сходятся, и перед началом практически у каждого происходят физиологические изменения. Кто-то начинает жаловаться на недомогания… Есть ощущение того, что вот сейчас что-то начнется, нечто такое, когда твоя энергия сойдется с энергией других людей, и через некую воронку выйдет на сцену, и тогда произойдет обмен с залом. И когда твоя энергия стекается к этой воронке, и ты понимаешь, что надо вылезти из зоны своего комфорта, и начать разговаривать о чем-то важном со зрителем, и желательно не привирая, — это всегда стресс.
- Природа театра или природа кино вам ближе?
-С девяти лет я работал в театре и с 13 лет учился в киношколе, и поэтому мне хорошо знакомо и то, и другое. Для меня не всякий выход на сцену — это театр, как и не всякий съемочный процесс — кино. Когда происходит что-то настоящее, то уже не так важно — как будет называться и что будет за форма.
- В многосерийном фильме «Оттепель» Валерия Тодоровского вы сыграли оператора Хрусталева. Для вас важна была его профессиональная составляющая, что он — оператор? Кстати, есть распространенное мнение, что все операторы — весьма вредные люди.
-Все операторы разные — Ваня Гудков, снимающий фильм «Оттепель», никакой не Хрусталев, скорее его антипод. Этакий лесковский Левша — русский, большой, упертый, с колоссальным спокойствием и чувством юмора. Какая у человека профессия — не влияет на его характер, на то, гад он или не гад, так же как не влияет национальность, и то — пьющий он или непьющий.
- Не будете же вы отрицать, что злоупотребление алкоголем не лучшим образом сказывается на профессионализме?
-Наши кинематографисты пили, пьют и, видимо, пить будут. А кино отечественное было неплохое. Ничего об этом не знаю. Сейчас снимаюсь в фильме Славы Росса «София Палеолог», в котором играю царя Ивана Третьего — дедушку Ивана Грозного.
- Евгений, о вас в последнее время в желтой прессе пишут, что вы ушли из семьи, и вы ничего не опровергаете, почему?
-А зачем на это реагировать? Однажды журналисты позвонили моему отцу и стали спрашивать обо мне. Папа что-то им ответил, а когда вышла статья, расстроился, потому что ничего подобного он не говорил. В статье были небылицы, которые не укладывались в голове. В заметке отец называет маму бабкой, что невозможно. Написали то, что хотели написать, неграмотные, бессовестные люди. Мой отец — человек немолодой и тяжело переживал эту историю. Видимо, люди, которые этим занимаются, больше ни на что не способны? Какая бы полиграфия не была, но после некоторых красочных изданий хочется вымыть руки.
- Кстати, ваш герой Зилов молодым журналистам, которые начинают свой путь с наглого вранья, напоминает о совести.
-У Зилова есть представление о том, что есть «свинство», а что «не свинство», но при этом у самого, как говорится, рыльце в пушку. Но я ни в коей мере не говорю о том, что все журналисты плохие. Журналисты ведь тоже разные бывают. По идее журналист должен быть умничкой, с острым аналитическим умом. К сожалению, сегодня перевес бульварной журналистики, а не аналитической.
- В вашем спектакле «Олимпия» в «Мастерской Петра Фоменко» роль бабушки играет выдающаяся актриса Екатерина Васильева. Как родился этот союз?
-Однажды директор нашего театра сказала автору пьесы Оле Мухиной: «Вот ты написала роль бабушки, а ты подумала — кто может ее сыграть, разве только Екатерина Васильева». И я подумал об Екатерине Сергеевне. Мы встретились с Васильевой, она прочитала пьесу и согласилась. Начали работать, и меньше всего проблем из всех артистов у меня было с Васильевой. Екатерина Васильева из тех редких артистов, которые говорят: «Нет, я это делать не буду», но тут же все делают самым лучшим образом — легко, по-своему. Другие артисты скажут: «Я это делать не буду» — и не сделают. Екатерина Сергеевна при всей своей внешней строгости в душе хулиганка, а в театре это важно.
-Думаю, что в нашей жизни помимо логических вещей есть вещи совершенно необъяснимые — на уровне случайностей, встреч, запахов, снов, и я за то, чтобы были необъяснимые вещи. Необязательно давать ответы на все вопросы и расставлять все точки. Зачем делать красивую формулировку: «Что такое любовь?» В театре бывает, что играешь спектакль три года, пять лет, и ты все знаешь, и в твоей жизни происходит что-то значительное, и ты приходишь в эту историю совсем другим. И мы никогда не знаем — когда это открытие с нами произойдет.
Мы можем играть смерть, а когда потеряем близкого человека, то смерть чувствуем совершенно иначе. Петр Наумович говорил, что восприятие для артиста важнее самовыражения и что органов чувств больше, чем мы предполагаем.
|
АФИША СОБЫТИЙ _________________________________
2023 ГОД
МАРТ
4 марта в 12:00 Творческая встреча «Слово о Вампилове» для учеников
7 март в 13:00
Творческая встреча «Слово о Вампилове» для студентов КБГУ
7 март в 14:00 Творческая встреча «Слово о Вампилове» для сотрудников Банка России
9 марта Цикл встреч «Слово о Вампилове» в г.Черемхово
23 марта в 15:00 Творческий вечер с Анастасией Зверьковой в рамках проекта «Восхождение»
27 марта в 15:00 Международный день театра. Творческий вечер с Евгением Алёшиным в рамках проекта «Мастера»
Торжественный финал конкурса «ЛИК. Дмитрий Сергеев» (дата уточняется)
Премьера фильма «Помним. Счастливы…» (дата уточняется)
Премьера фильма «Помним. Счастливы…» в Кутулике (дата уточняется)
Весь март: К премьере оперы «Старший сын»: совместный проект Иркутского областного музыкального театра им. Н.М.Загурского и Центра А.Вампилова для молодежи (по программе «Пушкинская карта»)
Каждый день по будням «Слово о Вампилове» и экскурсии в Центре По предварительной записи
АПРЕЛЬ
Вечер, посвящённый 95-летию Виталия Венгера (дата уточняется)
10-15 апреля Серия встреч в Усть-Илимске «Билет на Усть-Илим»
Весь апрель: К премьере оперы «Старший сын»: совместный проект Иркутского областного музыкального театра им. Н.М.Загурского и Центра А.Вампилова для молодежи (по программе «Пушкинская карта»)
Каждый день по будням «Слово о Вампилове» и экскурсии в Центре По предварительной записи
МАЙ
11 мая День рождения Культурного центра Александра Вампилова
Весь май: К премьере оперы «Старший сын»: совместный проект Иркутского областного музыкального театра им. Н.М.Загурского и Центра А.Вампилова для молодежи (по программе «Пушкинская карта»)
Каждый день по будням «Слово о Вампилове» и экскурсии в Центре По предварительной записи
СОБЫТИЯ ЦЕНТРА А.ВАМПИЛОВА - 2023
Телефон для записи на экскурсии и события 8 (3952) 20-39-74
Билеты можно приобрести по «Пушкинской карте»
Каждый четверг
__________________ ПРОГРАММА «КУЛЬТУРА ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ»
ЕЖЕДНЕВНО ПО БУДНЯМ с 10 до 16.00 экскурсии в Центре А. Вампилова и «Слово о Вампилове»
ПО ВАШИМ ЗАЯВКАМ ПРОВОДИМ:
— Тематический литературный урок «Драматурги...из Прибайкалья»
Стоимость билета 250 рублей
— Тематический литературный урок для учеников 5-7-х классов «Солнце в аистовом гнезде»
Стоимость билета 150 рублей
— Литературный маршрут по Вампиловским местам в Иркутске
_____________________
«Поговорим о странностях любви...» Авторский подкаст Галины Солуяновой на канале PodFm и Soundcloud _________________________________ |