Фотоотчет Анатолия Бызова. В начале мая в «Российской газете» вышла статья иркутского журналиста Владимира Медведева о книге Андрея Румянцева «Александр Вампилов». Заголовок материала - «35 лет без ангела», - который выбрала редакция, не совсем понятен, ведь в 2017 году будет 45 лет, как Вампилов ушёл из жизни. Предлагаем вашему вниманию эту интересную статью. Книгу о Вампилове в ЖЗЛ написал поэт, который дружил с ним со студенчества АВТОР: Владимир Медведев, «РГ» Проживая по другую сторону Байкала, Румянцев в последние годы жизни Вампилова видел его редко. Приехал на похороны - а тут все стали говорить о том, что "выглядел Саня подавленным". И пояснения давались. Из всех вампиловских пьес к моменту его гибели с провинциального уровня на большую сцену вырвались только "Старший сын" - в Ленинградском театре драмы и комедии на Литейном и "Провинциальные анекдоты" - в БДТ. Из московских один театр им. Станиславского показал "Прощание в июне", да и то на летних гастролях в Красноярске. Уйдя в 1964-м на вольные хлеба, драматург, которого сейчас называют выдающимся, не скопил даже на покупку скромного дачного домика в порту Байкал - хотел залезть в долги. Румянцев в уныние Вампилова не поверил. Он чуть ли не по минутам восстановил последние часы жизни "Сани" - с того момента, когда он с супругой Ольгой приехал в гости к Глебу Пакулову в этот самый порт Байкал. Вот они отправились на рыбалку - чтобы в день рождения угостить друзей хариусом. Вот он возвращается в Иркутск, объезжает товарищей с приглашением отметить свое 35-летие. Вот поехали на другой берег Ангары, в Листвянку - прикупить чего на стол. Нет, никак не скажешь, что в тот момент, когда в днище ударил топляк, "Саня" горевал на предмет тяжкой судьбы честного драматурга. После прочтения книги Румянцева понимаешь: в 1972-м Вампилов, по его меркам, жил еще сносно. Достаточно вспомнить, что после расстрела отца мама его, Анастасия Прокопьевна Вампилова-Копылова, одна поднимала детей - до, во время и после войны. И в 60-е были у него такие дни, когда не то что на домик не хватало - вообще просвета не было, ни по деньгам, ни с постановками. Румянцев капитально изучил переписку друга и его добровольных помощниц из столичных театров. Святые женщины, они с его пьесами носились по всем известным им московским режиссерам. В 1969-м Елена Якушкина, завлитчастью Театра им. Ермоловой, рассказала ему в письме о том, что говорилось о пьесе "Старший сын" в управлении культуры при Мосгорисполкоме. "Обсуждение было бурным. Тройка: Сапетов, Мирингоф... а главное... Закшевер и другие (все трое - работники управления - здесь и далее прим. авт.) просто разъярились, как будто бы ты их всех лично когда-то оскорбил. Конечно, Закшевер и другие всё повторяли, что "он талантливый, способный" и т. д., но "семья Сарафановых неблагополучная, отец слабый человек, углубить!", "Нина - грубая, не любит отца", "Дети покидают отца", "Взят человек, совершивший подлость, и из него делается положительный герой!" Закшевер о Бусыгине: "Аристотель сказал, что комедия может смешить, но должна высмеивать. Что высмеивает эта комедия?" Закшевер: "Наташа Макарская - весьма легких нравов", "Язык - это орудие драматурга - засорен блатными словечками" (Мирингоф) и т.д. до бесконечности". Вампилова этот конспект одного заседания, понятно, не порадовал. Но и жалости к своей персоне в ответном письме не видно, скорее - самоирония. "Гончарову (Андрей Александрович Гончаров, в 1967-87 гг. - главный режиссер Театра им. Маяковского) при случае передайте, что подотчетный ему автор сильно замордован, но вовсе еще не пал духом и потихоньку гнет свою линию". Вообще места для рассказов о переделках пьес под давлением чиновников и наделенных немалыми правами идеологических вахтеров на общественных началах Андрей Румянцев отвел изрядно. Во-первых, заслужили. А во-вторых, он, поэт с хорошим списком поэтических книг, знает, как расточительно относились закшеверы к тому времени, которое отпущено мастерам. Это - правда. Но не вся. При таком отношении к мастерам значение художественной литературы в СССР понимали капитально. Денег на учебу молодых талантов не жалели. Этот момент в книге Андрея Румянцева не выпячивается. Это как бы само собой, тут, мол, и толковать не о чем. В сентябре 1961 года Вампилова направили в Москву на одногодичные Высшие журналистские курсы при Центральной комсомольской школе, будущей ВКШ. В декабре 1962-го он участвовал в семинаре молодых драматургов в подмосковной Малеевке, в конце 1963-го - в таком же семинаре в Доме творчества "Переделкино". Весна 1964-го - творческий семинар в Комарово под Ленинградом. Сентябрь 1965-го - совещание молодых писателей Сибири и Дальнего Востока в Чите. Вампилова по его итогам рекомендовали в Союз писателей. Приняли 16 февраля 1966 года - и тут же отправили на двухгодичные курсы при Московском литинституте имени М. Горького. Февраль 1970-го - семинар молодых драматургов в Ялте. Весна 1971-го - то же в Дубулты под Ригой. И это только по линии комсомола и Союза писателей. Но Вампилова еще привечали настоящие генералы советской литературы. Так, зиму 1964-65 гг. Вампилов и Вячеслав Шугаев прожили в поселке Красная Пахра на даче еще одного выходца из Иркутска - Бориса Костюковского. К ним не раз заходил Александр Твардовский. Главный редактор "Нового мира" взял на читку пьесу "Ярмарка" (теперь она известна как "Прощание в июне") и потом уже, через Костюковского, передал благожелательный отзыв о ней. Для литератора, которому не было 30-ти, это медаль практически. Для справки. Год 2016-й. Тот же институт. Те же двухгодичные высшие литературные курсы. Форма обучения - вечерняя. Стоимость обучения: художественный перевод - 105 500 руб. за год, литературное творчество - 84 500 руб. Источник информации - сайт института. Это не к тому, что разоряют родителей абитуриентов. Просто чтобы почувствовать разницу. Осколки волшебной пьесы Однажды в литинституте праздновали окончание двухгодичных курсов. По традиции жгли шпаргалки. В разгар гулянья в комнату, где был Вампилов, пришел драматург из Чечни - с темными потеками на лице. Хохотали, пока не поняли, что он по ошибке вместе со шпаргалками бросил в костер единственный экземпляр своего творения: - Мой волшебный пьес! - рыдал грозненец. - Сгорел мой волшебный пьес! Успокоив брата по перу, Вампилов расспросил его о фабуле пьесы-сказки - и отправил того к землякам, чтоб успокоился. "Как только затихли шаги грозненца, Вампилов раздал нам бумагу, распределил пьесу по кускам и назначил каждому сцену. Получилось по 4-5 страниц на брата. Работа закипела, и скоро Вампилов уже сбивал куски, вычитывая их поднаторелым взглядом мастера. Когда возвратился грозненец с бутылкой, оплетенной лозой, пьеса была готова. Юный драматург впился в нее черными очами и одним духом прочитал до слова "занавес". Мы молча следили за ним, не прикасаясь к оплетенной бутылке. Вдруг наше юное дарование вскочило, вытянуло руки стрелками и заплясало лезгинку. - Это еще волшебней! - припевал кавказский драматург. - Совсем волшебный пьес! Очень волшебный! Ай, какой замечательный пьес! Мы засмеялись, и Вампилов стал расставлять на столе стаканы, чашки и баночки". Этот случай Андрей Румянцев воспроизвел по воспоминаниям другого человека из "иркутской стенки" - Геннадия Машкина. Автора пронзительной повести "Синее море, белый пароход" похоронили в январе 2005-го. Из участников читинского семинара в живых не осталось никого. Румянцев остался, по сути, единственным человеком, который может рассказать о нем один за всех. И он не стал рубить их воспоминания на цитатки и связывать их прослойками из своих подводок. Так - честно. "С годами, при той жизни, что выпала ему, - нервной, обманывающей на каждом шагу, жестоко бьющей, - трудно было оставаться ангелом, каким каждый из нас приходит в мир, - написано на последней странице этой книги. - Но он сумел сохранить ангела в своей душе". Нарисованные крылья тем, кто читает Вампилова, не нужны.
Празднование дня рождения Театра юного зрителя им. А. Вампилова
Эти картины магические.
Поздравляем Анатолия Бызова!
Празднуем отличной компанией
Вампилов на Ближнем Востоке
Дорогие мужчины
Групповые экскурсии
35 лет без ангела
Учились два товарища
Курсы молодого писателя
|
АФИША СОБЫТИЙ _________________________________
2023 ГОД
МАРТ
4 марта в 12:00 Творческая встреча «Слово о Вампилове» для учеников
7 март в 13:00
Творческая встреча «Слово о Вампилове» для студентов КБГУ
7 март в 14:00 Творческая встреча «Слово о Вампилове» для сотрудников Банка России
9 марта Цикл встреч «Слово о Вампилове» в г.Черемхово
23 марта в 15:00 Творческий вечер с Анастасией Зверьковой в рамках проекта «Восхождение»
27 марта в 15:00 Международный день театра. Творческий вечер с Евгением Алёшиным в рамках проекта «Мастера»
Торжественный финал конкурса «ЛИК. Дмитрий Сергеев» (дата уточняется)
Премьера фильма «Помним. Счастливы…» (дата уточняется)
Премьера фильма «Помним. Счастливы…» в Кутулике (дата уточняется)
Весь март: К премьере оперы «Старший сын»: совместный проект Иркутского областного музыкального театра им. Н.М.Загурского и Центра А.Вампилова для молодежи (по программе «Пушкинская карта»)
Каждый день по будням «Слово о Вампилове» и экскурсии в Центре По предварительной записи
АПРЕЛЬ
Вечер, посвящённый 95-летию Виталия Венгера (дата уточняется)
10-15 апреля Серия встреч в Усть-Илимске «Билет на Усть-Илим»
Весь апрель: К премьере оперы «Старший сын»: совместный проект Иркутского областного музыкального театра им. Н.М.Загурского и Центра А.Вампилова для молодежи (по программе «Пушкинская карта»)
Каждый день по будням «Слово о Вампилове» и экскурсии в Центре По предварительной записи
МАЙ
11 мая День рождения Культурного центра Александра Вампилова
Весь май: К премьере оперы «Старший сын»: совместный проект Иркутского областного музыкального театра им. Н.М.Загурского и Центра А.Вампилова для молодежи (по программе «Пушкинская карта»)
Каждый день по будням «Слово о Вампилове» и экскурсии в Центре По предварительной записи
СОБЫТИЯ ЦЕНТРА А.ВАМПИЛОВА - 2023
Телефон для записи на экскурсии и события 8 (3952) 20-39-74
Билеты можно приобрести по «Пушкинской карте»
Каждый четверг
__________________ ПРОГРАММА «КУЛЬТУРА ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ»
ЕЖЕДНЕВНО ПО БУДНЯМ с 10 до 16.00 экскурсии в Центре А. Вампилова и «Слово о Вампилове»
ПО ВАШИМ ЗАЯВКАМ ПРОВОДИМ:
— Тематический литературный урок «Драматурги...из Прибайкалья»
Стоимость билета 250 рублей
— Тематический литературный урок для учеников 5-7-х классов «Солнце в аистовом гнезде»
Стоимость билета 150 рублей
— Литературный маршрут по Вампиловским местам в Иркутске
_____________________
«Поговорим о странностях любви...» Авторский подкаст Галины Солуяновой на канале PodFm и Soundcloud _________________________________ |