Фотоотчет Анатолия Бызова. Автор: Наталья МУСТАФИНА Голос одного из великих поэтов России Анны Ахматовой зазвучал в Иркутске. Моноспектаклем «Мне подменили жизнь», приуроченным к 125-летию классика, Культурный центр Александр Вампилова открыл Год культуры в Приангарье. И хотя премьера состоялась 14 января, все последующие спектакли проходят с аншлагами. Живое слово уже нашло отклик в сердцах десятков иркутян, многие зрители заново перечитывают ахматовские строки, открывая мир женщины, ставшей еще при жизни легендой. Исполнительница главной роли Галина Солуянова, а по совместительству директор Культурного центра Александра Вампилова, с восторгом рассказывает о новогоднем чуде, когда работники центра получили известие, что министерство культуры и архивов Иркутской области берется за финансирование моноспектакля. Режиссером постановки выступил Валентин Зверовщиков, который сегодня работает на Камчатке, но часто сотрудничает с иркутскими театрами. Сценарий написала заведующая литературной частью ТЮЗа им А. Вампилова Лина Иоффе. Автор художественной концепции литературного вечера – дизайнер Владимир Дейкун. После премьеры мы попросили Галину Солуянову рассказать читателям «Областной» о ярких моментах работы над моноспектаклем, поделиться планами на будущее. – В прошлом вы актриса ТЮЗа. Но вот уже как 33 года не играете на сцене. Что вас заставило сделать это сейчас? Почему решили вернуться на театральные подмостки в роли Ахматовой? – Про Анну Андреевну говорят, что она дала «книгу женской души». Наверное, нет сердца, в первую очередь женского, которое бы не взволновала ахматовская лирика. Ее строки – это исповедь женщины, пережившей много горя, страданий, унижений, гонений, лишений. Но вместе с тем она показала пример стойкости духа, никто и ничто не смогло сломить ее непоколебимую веру в свой народ. Поэзия Ахматовой – иногда тихая, мелодичная, ласкающая слух, а порой скорбная, надрывная или, наоборот, протестующая, призывающая к действию. Во время одной из поездок в Санкт-Петербург я была в Фонтанном доме, где Анна Андреевна провела самые трудные годы, откуда ходила искать арестованного и без вести пропавшего на долгие годы единственного сына – Льва Гумилева. Она ходила на набережную Невы, подолгу смотрела на Кресты, тюрьму на другом берегу Невы, где содержались «враги народа». Потом я посетила ее могилу в Комарово. Вот так я постепенно погружалась в атмосферу ее жизни, творчества. И возникло желание поставить спектакль о ее непростой судьбе, с размышлениями о предназначении поэта. Давним поклонником творчества поэта оказался и Валентин Зверовщиков, который поставил на сцене Культурного центра Александра Вампилова спектакль по рассказу драматурга «Солнце в аистовом гнезде». Оказывается, он всю жизнь мечтал сделать постановку «Реквиема» Ахматовой. И наши мечты стали реальностью. – Когда начались репетиции? Сразу ли нашли общий язык с режиссером? – Репетировать мы начали 6 января, а 14 января состоялась премьера. Но этому предшествовала долгая переписка по электронной почте с Валентином Васильевичем. На мой взгляд, он один из лучших провинциальных режиссеров. Причем я говорю слово «провинциальный», не умаляя его профессиональных достоинств, ведь именно глубинка отличается чистотой помыслов. Конечно, у нас не все гладко было на репетициях, возникали споры. Иногда меня захлестывали слезы, я не могла говорить. Но режиссер мягко вел свою линию. С другой стороны – хотя я и говорю словами Ахматовой, но в них отражено и мое взаимоотношение с миром. Выходя к зрителю со словами из автобиографии поэтессы «Дорогие мои сограждане! Мы переживаем тяжелые дни, но мы должны помнить, что с нами вся наша земля, все ее люди», – я говорю это не столько про 1941 год, сколько про сегодняшний день, про нашу культуру, которая сегодня тоже переживает трудные времена. – Погружаясь в атмосферу жизни и творчества поэтессы, что вы читали, смотрели? – Преимущественно я пользовалась рассказами Анатолия Наймана, он последние три года был ее литературным секретарем. У него я почерпнула много нюансов, на основе которых был сформирован образ Анны Андреевны. Если говорить о прочтении Ахматовой другими актрисами, то поначалу я боялась смотреть ту же Аллу Демидову или Светлану Крючкову или Алису Фрейндлих. Но когда посмотрела записи с их выступлениями, то не согласилась ни с одной трактовкой. Каждый любит свою Ахматову. – Вы наверняка знаете о книге «Анти-Ахматова», где автор в негативном свете показывает многие факты из жизни классика. Это издание как-то повлияло на ваше мнение об Ахматовой? – Саму книгу я не читала, но слышала много отзывов о ней. Понимаете, о каждом можно собрать много негатива. У кого из нас нет грехов? Та же Марина Цветаева была вынуждена оставить младшую дочь в приюте, где ребенок умер. Но от этого ее поэзия не утратила актуальности, интерес к ней не угасает десятилетия. Или Вампилов – он не был идеальным человеком. Но его пьесы согревают души уже не одного поколения. И аншлаги у нас, потому что люди идут к Анне Ахматовой, в ее стихах и красота, и народная мудрость, и бескомпромиссность убеждений, и жизнелюбие, и верность идеалам добра и справедливости. – А что нового вы открыли для себя в Ахматовой, чего раньше не знали? – Я никогда не знала, что Анна Андреевна провела в вечных скитаниях, у нее не было собственного угла. В рассказах Наймана есть ее реплика: «Я всю жизнь писала на коленке, на краешке тумбочки». Лишний раз понимаешь, насколько несправедлива, даже жестока Россия к своим гениальным детям, не получившим признания при жизни, это и Вампилов, и Есенин, и Рубцов, и многие другие. Именно тема бездомного поэта стала главной при создании декораций. Действие спектакля разворачивается на фонте трех букв «А» – Анны Андреевны Ахматовой. Изначально у нас не было ничего, кроме этих букв. Но потом режиссер и художник все-таки решили дополнить пространство реквизитом: книгами, настольной лампой, мольбертом с портретом поэтессы, яблоками. Много споров было по поводу моего костюма. С одной стороны – величественную стать яркой звезды «Серебряного века» увековечил итальянский художник Модильяни. С другой стороны – на фотографиях позднего периода жизни Ахматовой лейтмотивом ее образа становится оренбургский платок. Мне удалось найти платье с мотивами начала XX века, а мои плечи покрыла белая шаль. – Почитатели творчества Анны Андреевны живут не только в Иркутске. Смогут ли жители других городов его увидеть? – Думаю, что в течение года в нашем центре будет идти этот спектакль. Кроме того, есть желание показать его жителям Приангарья. Я уже вижу, что этот проект получил широкий отклик у публики. Информацию о наших планах и возможных гастролях можно будет узнать на сайте www.vampilov-irk. «Областная газета», 24.01.2014
Празднование дня рождения Театра юного зрителя им. А. Вампилова
Эти картины магические.
Поздравляем Анатолия Бызова!
Празднуем отличной компанией
Вампилов на Ближнем Востоке
Дорогие мужчины
Групповые экскурсии
Час Ахматовой
В Культурном центре А. Вампилова поставили моноспектакль к 125-летию поэта
|
АФИША СОБЫТИЙ _________________________________
2023 ГОД
МАРТ
4 марта в 12:00 Творческая встреча «Слово о Вампилове» для учеников
7 март в 13:00
Творческая встреча «Слово о Вампилове» для студентов КБГУ
7 март в 14:00 Творческая встреча «Слово о Вампилове» для сотрудников Банка России
9 марта Цикл встреч «Слово о Вампилове» в г.Черемхово
23 марта в 15:00 Творческий вечер с Анастасией Зверьковой в рамках проекта «Восхождение»
27 марта в 15:00 Международный день театра. Творческий вечер с Евгением Алёшиным в рамках проекта «Мастера»
Торжественный финал конкурса «ЛИК. Дмитрий Сергеев» (дата уточняется)
Премьера фильма «Помним. Счастливы…» (дата уточняется)
Премьера фильма «Помним. Счастливы…» в Кутулике (дата уточняется)
Весь март: К премьере оперы «Старший сын»: совместный проект Иркутского областного музыкального театра им. Н.М.Загурского и Центра А.Вампилова для молодежи (по программе «Пушкинская карта»)
Каждый день по будням «Слово о Вампилове» и экскурсии в Центре По предварительной записи
АПРЕЛЬ
Вечер, посвящённый 95-летию Виталия Венгера (дата уточняется)
10-15 апреля Серия встреч в Усть-Илимске «Билет на Усть-Илим»
Весь апрель: К премьере оперы «Старший сын»: совместный проект Иркутского областного музыкального театра им. Н.М.Загурского и Центра А.Вампилова для молодежи (по программе «Пушкинская карта»)
Каждый день по будням «Слово о Вампилове» и экскурсии в Центре По предварительной записи
МАЙ
11 мая День рождения Культурного центра Александра Вампилова
Весь май: К премьере оперы «Старший сын»: совместный проект Иркутского областного музыкального театра им. Н.М.Загурского и Центра А.Вампилова для молодежи (по программе «Пушкинская карта»)
Каждый день по будням «Слово о Вампилове» и экскурсии в Центре По предварительной записи
СОБЫТИЯ ЦЕНТРА А.ВАМПИЛОВА - 2023
Телефон для записи на экскурсии и события 8 (3952) 20-39-74
Билеты можно приобрести по «Пушкинской карте»
Каждый четверг
__________________ ПРОГРАММА «КУЛЬТУРА ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ»
ЕЖЕДНЕВНО ПО БУДНЯМ с 10 до 16.00 экскурсии в Центре А. Вампилова и «Слово о Вампилове»
ПО ВАШИМ ЗАЯВКАМ ПРОВОДИМ:
— Тематический литературный урок «Драматурги...из Прибайкалья»
Стоимость билета 250 рублей
— Тематический литературный урок для учеников 5-7-х классов «Солнце в аистовом гнезде»
Стоимость билета 150 рублей
— Литературный маршрут по Вампиловским местам в Иркутске
_____________________
«Поговорим о странностях любви...» Авторский подкаст Галины Солуяновой на канале PodFm и Soundcloud _________________________________ |