Фотоотчет Анатолия Бызова. В Хабаровске состоялась премьера спектакля «Старший сын», которую журналисты называют самой заметной в городе в начале юбилейного Вампиловского года. Жанровое определение постановки - рок-оратория. Предлагаем вашему вниманию развернутую и интересную резенцию, опубликованную в еженедельнике «Молодой дальневосточник XXI век». Рок-оратория по пьесе советского классика, пожалуй, стала главным событием театрального Хабаровска в начале этого года. В дальневосточной столице прошли премьерные показы пьесы Александра Вампилова «Старший сын», поставленной приглашенным режиссером Павлом Макаровым в Театре Юного Зрителя. Те, которые кто с гордостью, кто с горечью, говорят, что они из советских, после развала империи, обречены на поиски отчего или просто родного дома. Одни ищут его в прошлом, с наивно-черной археологичностью производя раскопки и находя разбитые черепки и камни, пытаются воссоздать его сегодня. Вторые, предав остракизму прошлое, практически из воздуха, надежд и чужого опыта возводят это здание. Третьи пробуют обжить то, что построили другие. Но дом, так и не обретается, потому-то главное, это не пространство, огражденное стенами, а родство душ. Об обретении отчего дома, о родстве душ, о любви – настоящей, не выдуманной, этот спектакль. И в этом доме, чудом становящимся отчим, даже самая никчемная душонка, способна возвыситься, стать светлой, омытой, как это не банально звучит, истинной любовью. Спектакль « Старший сын», поставленный приглашенным режиссером Павлом Макаровым, в отличие от того, что было поставлено в России - и на сцене, и на экране, получился невероятно современным, рваным, а точнее, синкопированным, драйвовым, а значит, максимально приближенным к настоящему времени. Рок-оратория – так было заявлено в афише. От злых клоунов, рок-номеров и почти цирка, до тонкой вязи русского психологического театра, все это конфликтует, находит компромисс и снова взаимоисключает друг друга в пространстве одной постановки. И в тот момент, когда из глубин памяти всплывают кадры из фильма с Евгением Леоновым, появляется сначала видеоинсталяция, а затем уже и сами живые актеры «парадируют» классику советского кино…а потом снова рок-н-ролл, снова невероятная, казалось бы, невозможная синкопа, и водоворот макаровского прочтения пьесы Вампилова затягивает зрительское внимание в ткань спектакля. Наверно, не стоит пересказывать сюжет пьесы, ставшей классикой советского театра и кино. Это надо видеть. Или читать. Лучше, наверное, сходить и посмотреть, хотя бы ради актерского ансамбля. Ансамбль в ТЮЗе – отлаженный механизм, спаянный, слитый, кажется, что нет режиссерских задач, которые они не смогут выполнить, в артистах живет почти детская вера в то, что они делают, и это позволяет добиться максимально органичного существования на сцене. Актер Андрей Шрамко, сыгравший Андрея Сарафанова, чуть ли не шокирующий своей настоящностью, которая даже в почти клоунских моментах сохраняется, и с первого взгляда, кажется, что это обыкновенная блеклость, и только потом понимаешь, а как же иначе? Как сыграть еще тайну, которая свойственна блаженным нищим и святым, как сыграть тот отеческий талант, которого так не хватает безотцовской России? Актрисы Галина Бабурина и Анастасия Дымнова – Наталья Макарская и Нина, красавицы, тонкие, нервные, такие разные, и такие похожие своей жаждой любви, жаждой обретения бабьей доли, путь призрачной, ненастоящей, хоть ненадолго. У одной – летчик, у другой – некий Сильва, друг главного героя Владимира Бусыгина. Пожалуй, сцена Виталия Федорова (Бусыгин) и Анастасии Дымновой (Нина) – одна из самых мощных в спектакле по силе любви, той самой, что почти невозможно сыграть. Этим надо жить. Это, когда каждая клеточка исполнена страстью, не похотью, а именно страстью, и от этого спектакль становился невероятно живым, и от этого захватывает дух. Михаил Тычинин ( Сильва) в начале спектакля до невероятности мерзкий в деланом тенейджерстве, безглазый, мелкий, никакущий, а в сцене с Натальей Макарской как-то неожиданно обретал совершенно «чудовищное» мужское либидо. Бандерос, не иначе, и понятно, почему эта самая Макарская пала перед этим Сильвой, предав поклонника – 17-летнего Васеньку, сына блаженного Сарафанова. В самом начале спектакля Петр Нестеренко в клоунском гриме почему-то напомнил не коверного, а конферансье в фильме «Кабаре». Легкая тень предвосхищения очередной российской трагедии, если, конечно, мы не найдем, а точнее, не вернемся в отчий дом, где истинная любовь омоет наши запачканные страстями души? Это лишь мгновение, и вдруг рок-н-ролл, драйв, и порой казалось действо до антисоветчины искренним сценическим переосмыслением гениального драматурга. «Зачем Вампилов сегодня? Вампилов - классик, как мне кажется, из разряда Чехова. Такой мощный автор, как Вампилов – мега современен. Этот автор сегодня нужен, как и призыв «Все люди братья и сестры» . Не вижу в его пьесе никакой патетики, никакого нафталина. В этом произведении нет привязки ко времени, поэтому нет реалий советского времени, есть только история. Даже в фильме, где в главной роли снимался Евгений Леонов, убрано, что Сарафанов Андрей Григорьевич — капитан в отставке, авторы оставили, он музыкант. Вампилов «заворачивает в свою воронку». Прямой подход не дает пьесе новую жизнь. Первый план - он интересен, он понятен, он известен. В спектакле он на уровне мыслей остался. Нелинейная структура –жанровая особенность спектакля… Какие-то моменты усилили, какие-то моменты убрали, а потом вернулись, чтобы они лучше заиграли. Первый акт он завязывает некий узел, а во втором мы пытаемся развязать те узлы», - рассказал Павел Макаров, режиссер. У Павла Макарова это четвертый спектакль. Павел – уроженец Владивостока, окончил ГИТИС в прошлом году, ставил спектакли в Москве и в столице Приморского края. Павел считает, что ТЮЗовские актеры получили мощную базу. Еще студентом во Владивостоке он первый раз увидел спектакль хабаровского театра, и с тех пор «заболел» этим коллективом, следил за новыми постановками, интересовался творчеством хабаровчан. « Я мечтал поставить спектакль в ТЮЗе! Я доволен тем, что получилось! Мне кажется, что это достойная работа. Во Владивостоке, думаю, публика не так восприняла бы такой спектакль. Театры, которые собирает полные залы, как правило, делают водевили. А здесь другая история, другая публика. Хабаровские театры приучили людей к серьезным спектаклям!», - уверен Павел Макаров. Юрий Вязанкин Фото Натальи Ивацик
Празднование дня рождения Театра юного зрителя им. А. Вампилова
Эти картины магические.
Поздравляем Анатолия Бызова!
Празднуем отличной компанией
Вампилов на Ближнем Востоке
Дорогие мужчины
Групповые экскурсии
Рок-оратория «Старший сын»
|
АФИША СОБЫТИЙ _________________________________
2023 ГОД
МАРТ
4 марта в 12:00 Творческая встреча «Слово о Вампилове» для учеников
7 март в 13:00
Творческая встреча «Слово о Вампилове» для студентов КБГУ
7 март в 14:00 Творческая встреча «Слово о Вампилове» для сотрудников Банка России
9 марта Цикл встреч «Слово о Вампилове» в г.Черемхово
23 марта в 15:00 Творческий вечер с Анастасией Зверьковой в рамках проекта «Восхождение»
27 марта в 15:00 Международный день театра. Творческий вечер с Евгением Алёшиным в рамках проекта «Мастера»
Торжественный финал конкурса «ЛИК. Дмитрий Сергеев» (дата уточняется)
Премьера фильма «Помним. Счастливы…» (дата уточняется)
Премьера фильма «Помним. Счастливы…» в Кутулике (дата уточняется)
Весь март: К премьере оперы «Старший сын»: совместный проект Иркутского областного музыкального театра им. Н.М.Загурского и Центра А.Вампилова для молодежи (по программе «Пушкинская карта»)
Каждый день по будням «Слово о Вампилове» и экскурсии в Центре По предварительной записи
АПРЕЛЬ
Вечер, посвящённый 95-летию Виталия Венгера (дата уточняется)
10-15 апреля Серия встреч в Усть-Илимске «Билет на Усть-Илим»
Весь апрель: К премьере оперы «Старший сын»: совместный проект Иркутского областного музыкального театра им. Н.М.Загурского и Центра А.Вампилова для молодежи (по программе «Пушкинская карта»)
Каждый день по будням «Слово о Вампилове» и экскурсии в Центре По предварительной записи
МАЙ
11 мая День рождения Культурного центра Александра Вампилова
Весь май: К премьере оперы «Старший сын»: совместный проект Иркутского областного музыкального театра им. Н.М.Загурского и Центра А.Вампилова для молодежи (по программе «Пушкинская карта»)
Каждый день по будням «Слово о Вампилове» и экскурсии в Центре По предварительной записи
СОБЫТИЯ ЦЕНТРА А.ВАМПИЛОВА - 2023
Телефон для записи на экскурсии и события 8 (3952) 20-39-74
Билеты можно приобрести по «Пушкинской карте»
Каждый четверг
__________________ ПРОГРАММА «КУЛЬТУРА ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ»
ЕЖЕДНЕВНО ПО БУДНЯМ с 10 до 16.00 экскурсии в Центре А. Вампилова и «Слово о Вампилове»
ПО ВАШИМ ЗАЯВКАМ ПРОВОДИМ:
— Тематический литературный урок «Драматурги...из Прибайкалья»
Стоимость билета 250 рублей
— Тематический литературный урок для учеников 5-7-х классов «Солнце в аистовом гнезде»
Стоимость билета 150 рублей
— Литературный маршрут по Вампиловским местам в Иркутске
_____________________
«Поговорим о странностях любви...» Авторский подкаст Галины Солуяновой на канале PodFm и Soundcloud _________________________________ |