Фотоотчет Анатолия Бызова. Некогда в петербуржском театре имени Ленсовета шёл спектакль «Старший сын», поставленный Юрием Бутусовым. «Почему Вампилов? Потому что это - великолепный человеческий материал», - сказал тогда режиссёр. Спектакль выдержал сотни показов, участвовал в конкурсе «Золотая маска». Сейчас постановка уже не значится в репертуаре театра, но сохранились замечательные размышления о природе этой пьесы и её авторе. Питерские артисты помнят этого драматурга совсем молодым парнишкой. Он приезжал с Байкала читать свои пьесы, но никто всерьез не принимал провинциала, не собирался ни печатать, ни ставить. У него не было даже денег на гостиницу, потому ночевал будущий классик на одном из диванчиков Дома актера. Теперь на доме 86 по Невскому проспекту впору водружать мемориальную доску: "Здесь жил и работал Александр Вампилов". А через несколько лет плотину прорвало: "Провинциальные анекдоты", "Утиную охоту", "Прошлым летом в Чулимске" стали наперебой ставить не только на родине драматурга, в Иркутске, но и в главных театрах страны - от Большого драматического до "Современника" и МХАТа. Закончился вампиловский "бум" столь же резко, как и начался. Появились новые кумиры. Хотя, по мнению многих знатоков, загадка Вампилова так и осталась до конца не разгаданной. Может быть, лучше иных драматурга понял Олег Даль, сыгравший роль Зилова в фильме "Отпуск в сентябре" (недаром фильм долго не выпускали на телеэкраны как идеологически невыдержанный). В нынешнем сезоне процесс пошел вспять: в репертуаре, как по мановению волшебной палочки, вновь появились пьесы Александра Володина, Александра Вампилова, Аллы Соколовой. В этом "ретро" есть и плюсы, и минусы. Слишком много примет застойного советского времени они содержат. Что-то подлежит расшифровке, что-то легче выбросить, чем объяснить. Если же оставить все, как есть, то сюжет будет понятен в лучшем случае зрителям старшего поколения. Однако к пьесам этим тянутся, как ни странно, прежде всего молодые люди. Скажем, на Малой сцене Театра Ленсовета вампиловского "Старшего сына" играют ученики Владислава Пази, заканчивающие в этом году Академию театрального искусства. Взрослые дети молодого человека Лет 20 назад у Анатолия Васильева был такой знаменитый спектакль - "Взрослая дочь молодого человека". Главный герой, которого играл Альберт Филозов, упрямо не хотел взрослеть, так и оставшись для друзей и близких "вечным студентом", стилягой, фанатиком джаза. В "Старшем сыне" главный герой (в кино его играл, если помните, Евгений Леонов) не только повзрослел, но уже и о старости задумался. Хотя душой явно моложе своих детей. Он романтик, они - прагматики. Вот, собственно, и весь конфликт поколений. К сегодняшнему дню вполне приложимый. Видимо, это и вдохновило на постановку молодого режиссера Юрия Бутусова. И тут же создало трудности. Всем участникам спектакля едва за 20. Как "состарить" одного из них, чтобы сгодился на роль отца семейства - Сарафанова? Однако постановщик, известный оригинальными решениями известных сюжетов, никогда не забывает, что театр - искусство условное. Одной условностью больше, одной меньше, - какая разница. Так на возрастную роль был назначен актер, ничуть внешне не отличающийся от остальных. Играть возраст ему пришлось, абсолютно не прибегая к помощи грима и прочих характерных приспособлений. На Малой сцене, где до публики можно рукой дотянуться, это трудно вдвойне. Но о технологических трудностях зрители даже не догадались. Дмитрию Лысенкову надо было почувствовать себя старшим, влезть в шкуру человека другого поколения, который на мир смотрит иными глазами, чем его взрослеющие и готовые вылететь из гнезда дети. Большая тяжесть легла и на хрупкие плечи "детей". Они должны были признать в сверстнике "отца" и обеспечить ему надлежащий фон. Как известно, короля играет свита. Так и здесь: многое зависело от младшеньких. Они должны были стать полноценными современниками и для тех, кто сидел в зале. Действие спектакля происходило сегодня и здесь, а вовсе не во времена Вампилова. И дети Сарафанова вовсе не похожи на закомплексованных жителей провинциального предместья 1960-х. Они слушают современную музыку, танцуют сегодняшние танцы, обликом и манерами подчеркивая свою принадлежность к поколению NEXT. Как ни странно, пьеса Вампилова такому насилию не противилась. Автор уловил в разногласиях отцов и детей нечто неподвластное времени и социальной формации - конфликт тех, кто пытается сберечь обломки семейного очага, и тех, кто с юношеским максимализмом норовит его доломать. Он играет на похоронах и танцах По профессии Сарафанов-старший - музыкант. Держит себя непризнанным гением, играющим в филармоническом оркестре и сочиняющим симфонию. Дети подтрунивают над отцом. Для них давно не секрет, что из оркестра папу вышибли, что композитор из него никакой. Знают они, что он, как поется в песне у Макаревича, "играет на похоронах и танцах". Но не стыдятся этого. Просто не хотят лишний раз огорчать старика. Но вот в жизни семьи появляется еще один человек, назвавший себя старшим сыном Сарафанова. Шутка, розыгрыш, безобидная вроде бы мистификация. Как всегда у Вампилова, случай вдруг предъявляет ко всем участникам событий серьезные требования. Выбирать приходится уже, что называется, без дураков. Но сначала режиссеру предстояло решить, кто он - самозванец Бусыгин. Шалопай? Циник? Когда-то Малая сцена Театра Ленсовета открывалась премьерой этой же пьесы. Тогда роль Бусыгина играл актер с безусловно положительным обаянием -- Владимир Матвеев. Сегодня Алексею Торковеру удалось уклониться от однозначности в трактовке роли. В его характере намешано всего понемножку. И когда в финале они с Сарафановым обретают друг друга, понимая, что вряд ли дело в кровном родстве, мы чувствуем, сколь принципиален этот выбор. Каждый человек в какой-то момент своей жизни заходит в тупик. Ему до чертиков надоедает играть одну и ту же мелодию. И надо, чтобы возникла хоть какая-то эфемерная соломинка, за которую стоит ухватиться, чтобы не захлебнуться в рутине и не стать обузой для близких людей. Сарафанову повезло. Он преодолел "кризис среднего возраста". Но старший сын помог и младшим: ребята (такие разные в исполнении Ивана Гарафутдинова, Лауры Лаури, Всеволода Цурило) иначе стали относиться друг к другу и к жизни. Можно предположить, что Юрий Бутусов, выбирая пьесу для постановки, чувствовал себя не только режиссером, но и педагогом. В подтексте его спектакля - "педагогическая поэма". Этот экзамен ученики выдержали. Елена Алексеева, театр имени Ленсовета
Празднование дня рождения Театра юного зрителя им. А. Вампилова
Эти картины магические.
Поздравляем Анатолия Бызова!
Празднуем отличной компанией
Вампилов на Ближнем Востоке
Дорогие мужчины
Групповые экскурсии
«Старший сын» в театре имени Ленсовета
|
АФИША СОБЫТИЙ _________________________________
2023 ГОД
МАРТ
4 марта в 12:00 Творческая встреча «Слово о Вампилове» для учеников
7 март в 13:00
Творческая встреча «Слово о Вампилове» для студентов КБГУ
7 март в 14:00 Творческая встреча «Слово о Вампилове» для сотрудников Банка России
9 марта Цикл встреч «Слово о Вампилове» в г.Черемхово
23 марта в 15:00 Творческий вечер с Анастасией Зверьковой в рамках проекта «Восхождение»
27 марта в 15:00 Международный день театра. Творческий вечер с Евгением Алёшиным в рамках проекта «Мастера»
Торжественный финал конкурса «ЛИК. Дмитрий Сергеев» (дата уточняется)
Премьера фильма «Помним. Счастливы…» (дата уточняется)
Премьера фильма «Помним. Счастливы…» в Кутулике (дата уточняется)
Весь март: К премьере оперы «Старший сын»: совместный проект Иркутского областного музыкального театра им. Н.М.Загурского и Центра А.Вампилова для молодежи (по программе «Пушкинская карта»)
Каждый день по будням «Слово о Вампилове» и экскурсии в Центре По предварительной записи
АПРЕЛЬ
Вечер, посвящённый 95-летию Виталия Венгера (дата уточняется)
10-15 апреля Серия встреч в Усть-Илимске «Билет на Усть-Илим»
Весь апрель: К премьере оперы «Старший сын»: совместный проект Иркутского областного музыкального театра им. Н.М.Загурского и Центра А.Вампилова для молодежи (по программе «Пушкинская карта»)
Каждый день по будням «Слово о Вампилове» и экскурсии в Центре По предварительной записи
МАЙ
11 мая День рождения Культурного центра Александра Вампилова
Весь май: К премьере оперы «Старший сын»: совместный проект Иркутского областного музыкального театра им. Н.М.Загурского и Центра А.Вампилова для молодежи (по программе «Пушкинская карта»)
Каждый день по будням «Слово о Вампилове» и экскурсии в Центре По предварительной записи
СОБЫТИЯ ЦЕНТРА А.ВАМПИЛОВА - 2023
Телефон для записи на экскурсии и события 8 (3952) 20-39-74
Билеты можно приобрести по «Пушкинской карте»
Каждый четверг
__________________ ПРОГРАММА «КУЛЬТУРА ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ»
ЕЖЕДНЕВНО ПО БУДНЯМ с 10 до 16.00 экскурсии в Центре А. Вампилова и «Слово о Вампилове»
ПО ВАШИМ ЗАЯВКАМ ПРОВОДИМ:
— Тематический литературный урок «Драматурги...из Прибайкалья»
Стоимость билета 250 рублей
— Тематический литературный урок для учеников 5-7-х классов «Солнце в аистовом гнезде»
Стоимость билета 150 рублей
— Литературный маршрут по Вампиловским местам в Иркутске
_____________________
«Поговорим о странностях любви...» Авторский подкаст Галины Солуяновой на канале PodFm и Soundcloud _________________________________ |