Фотоотчет Анатолия Бызова. В мае, июне и начале июля состоялись несколько премьер в театрах страны по пьесам Александра Вампилова. В петербургском Молодежном театре на Фонтанке поставили «Прошлым летом в Чулимске». В самом начале лета в Севастопольском театре Луначарского показали премьеру спектакля «Старший сын». Постановку по этой пьесе осуществили и в Москве: премьера прошла на днях в театре-студии «Постскриптум». Чем интересны зрителям вампиловские конфликты? Истории, написанные в 70-х годах прошлого века? Об этом – в обзорах СМИ. В Петербурге поставили последнюю пьесу Вампилова Текст: Светлана Мазурова (Санкт-Петербург) В Молодежном театре на Фонтанке премьера - пьесу Александра Вампилова "Прошлым летом в Чулимске" поставили художественный руководитель Семен Спивак и режиссер Лариса Шуринова. Прежде Спивак не брался за вампиловские пьесы, по его признанию, они казались ему слишком жесткими. Идея постановки принадлежит Ларисе Шуриновой (окончила ЛГИТМиК, курс Георгия Товстоногова в 1979 году). Режиссер уверена, что в пьесе Вампилова, ставшей классикой, "по-прежнему бьется живой нерв. Нерв боли... Это спектакль о человеческой боли". В произведении, написанном сибирским драматургом, "певцом предместий", в 1971 году, создателей привлекло "глубокое проникновение в человеческие судьбы и прежде всего - нравственную природу личности". Не показалась ли им сегодня, в 2017 году, устаревшей история, случившаяся "далеко от Москвы", в сибирском райцентре Чулимске? Интересна ли она зрителям ХХI века? - Думаю, что современна и интересна. И первые показы это подтвердили, - говорит Семен Спивак. - Мир искорежен. Мы эгоистичны, озлоблены, хитры, все время заняты, живем с разбитыми иллюзиями. И в этот мир попадает молодой человек - открытая девушка, начинающая жизнь, и как мир ее встречает, что сделал с ней. И тогда, в начале 70-х, это было важно, и сейчас. Роль главной героини, юной Валентины, работающей официанткой в "Чайной", доверена Дарье Вершининой, студентке РГИСИ (мастерская Семена Спивака). Первый вариант пьесы автор так и называл - "Валентина". Чистая душа, она верит в добро, бесконечно чинит и чинит палисадник - все ломают калитку и топчут газон с цветами, посмеиваясь над ее упорством. В роли сломленного жизнью следователя Шаманова, в которого влюблена Валентина,- актер Артур Литвинов (занят в спектаклях "Идиот. 2012", "Жестокие игры", "Семья Сориано"). В 32 года герой изношен, как старик, апатичен, все ему приелось - окружающие, работа, твердит: "Я хочу на пенсию!". У кого-то в памяти Шаманов - Любшин, Шаманов - Нахапетов или Князев. Или Сергей Безруков - в одноименном фильме 2013 года. А кто-то и пьесу не читал и ни с одной ее экранизацией и театральной постановкой не знаком. В зале - аншлаг, и в финале, на поклонах, публика аплодирует актерам стоя, бурно выражая восторг. - Вы слышали реакцию публики, видели? А как принимали спектакль вчера - мы даже опешили. Значит, пьеса не устарела. В этой истории заложен чувственный ожог. Вампилов провоцировал героев на честные поступки: сможешь - не сможешь, справишься - не справишься. Это спектакль - провокация. На высокое и низменное. Мое мнение: такая тема всегда будет иметь отклик у зрителей, - отметил актер Андрей Шимко (роль инвалида Дергачева). В роли старого эвенка Еремеева, живущего в тайге, Константин Воробьев, это возвращение актера в родные пенаты: с 1990 по 1998 год служил в Молодежном театре на Фонтанке. - Меня потянуло в театр после нескольких лет работы в кино. Радостно согласился и не пожалел: у нас потрясающая компания, хорошая атмосфера. Мои любимые друзья встретили меня как родного, наслаждаюсь их обществом, - рассказал Константин Воробьев. - Рад встрече с молодыми актерами. В главной героине есть такая сибирская чистота, которую сегодня почти не встретишь. Такие люди были в прошлом веке, в то время, когда жил Вампилов. Сейчас они другие, нет таких интонаций, как в старых фильмах "Летят журавли", "Живет такой парень". И у зрителей, уверен, есть ностальгия по чистоте, тоска по хорошей драматургии, которая несет в себе свет, позитив, добро и вечные ценности. - Мне кажется, эта провинциальная история сегодня актуальна и злободневна, - говорит и заслуженная артистка России Зоя Буряк (роль Хороших). - Я много езжу на гастроли в провинцию, вижу, как живут люди. И у нас: отъедешь сто километров от Питера - тот же Чулимск... О любви и доверии – в Севастопольском театре Луначарского показали премьеру спектакля «Старший сын» Текст: Ксения Егорова, Анатолий Паньков «Не дай Бог обманывать того, кто верит каждому твоему слову». В Севастопольском академическом русском драматическом театре имени А.В.Луначарского – премьера спектакля «Старший сын» по одному из самых трогательных произведений отечественного драматурга Александра Вампилова – к 80-летию со дня его рождения. За постановку взялся псковский режиссер Александр Кладько. О том, почему так важно говорить о любви и доверии к ближнему сегодня, и почему чужих детей не бывает – узнавала наша съемочная группа. В поисках человека. Александр Вампилов создал свою «комедию» – так он сам определял «Старшего сына» в конце 60-х. Эта история о двух загулявших холодным весенним вечером парнях, один из которых, случайным образом попадая в совершенно незнакомую ему семью музыканта Сарафонова, представляется его сыном, выдержала немало театральных постановок и одну запоминающуюся экранизацию – с Евгением Леоновым. То, что история эта, казалось бы, из другого времени, не отменяет ее актуальности сегодня. «Чем хорош этот спектакль – тут настоящий театр, без технических изысков, без поисков красивого видеоряда, а здесь есть актер и зритель, и есть простое человеческое общение, дефицит которого мы сейчас очень испытываем», – рассказал главный режиссёр Севастопольского академического русского драматического театра имени А. В. Луначарского Григорий Лифанов. В театре Луначарского «Старший сын» впервые – в постановке псковского режиссера Александра Кладько. «То, о чем мы там сегодня говорим – очень сегодня не хватает. И о чем мы говорим – пусть на это ответит сам зритель, чтобы не получилось, что тыкаю пальцем. Я убежден, что эта история очень актуальна», – отметил режиссер-постановщик спектакля «Старший сын» Александр Кладько. «Человеческие взаимоотношения – это всегда актуально, тем более взаимоотношения отцов и детей, взаимоотношения между влюбленными, между теми, кто не склонен проявлять эмоции, так или иначе мы заняты в таких взаимоотношениях», – добавила актриса Севастопольского академического русского драматического театра имени А. В. Луначарского Наталья Романычева. Вампилов – автор, конечно же, не комедийный – тут и смех, и слезы – как в жизни, все рядом. И – живая эмоция зрителя, который после такой простой, казалось бы, истории, немного изменится – в лучшую сторону. Премьера «Старшего сына» напомнила севастопольцам о самом главном Текст: Арсений Веденин В этом году исполняется 50 лет, как Александр Вампилов написал «Старшего сына», и 80 лет со дня рождения автора. 60–е годы прошлого века для страны были временем «оттепели». Помимо надежд на обновление социализма, у людей было стремление к творческой свободе. Они пытались выйти за пределы привычного круга идей и стереотипов. У всех была искренняя вера в то, что можно и нужно думать, жить, писать и творить, не дожидаясь указаний сверху и не боясь осуждений. Именно эти принципы и определяли духовный облик поколения шестидесятников. Александр Вампилов был одним из его ярчайших представителей. Его пьеса «Старший сын», по сути, стала воплощением идеалов того времени. Однако история о духовном родстве стала ещё и своеобразным «письмом в будущее», в день сегодняшний, когда духовная близость людей – невероятно редкое явление. Постановка Александра Кладько пропитана лёгкостью и оптимизмом – в отличие от фильма 1976 года, где людское одиночество чувствуется более остро. Несмотря на такое смещение акцентов, история ничего не потеряла, а приобрела новое звучание, нужное нынешнему зрителю. Поместив вампиловскую пьесу в несколько иную оболочку, режиссёр сохранил главное – он передал дух той эпохи и идею «Старшего сына». Художник–постановщик провёл очень честную работу – в ней явная любовь к тому времени, его понимание. В оформлении сцены нет ничего лишнего, а символы невероятно просты, как и сама эпоха, в которой живут герои «Старшего сына». Символизма в постановке совсем немного, но в нём достаточно глубины, душевности и веры в будущее. Звук идущего поезда, который лейтмотивом проходит через весь спектакль – как сама жизнь, неумолимо летящая вперёд. Пока поезд движется, важно успеть сойти на своей станции. А где же она? Каждый из героев пьесы в поисках ответа. Символы читаются и на воротах в дом Сарафанова. То, чего так не хватает его обитателям – всё там: все светлые чувства переданы в незатейливых рисунках. А надпись «Любовь спасёт мир» окончательно избавляет зрителя от поиска в спектакле каких–либо смыслов, кроме самого главного. Однако глядя на эти дырявые ворота, понимаешь, что в данном случае речь идёт о мире героев пьесы. Видимо, уже очень давно у них не «доходят руки» до этих ворот, как, впрочем, и до собственной жизни. Но приезд Бусыгина всё меняет – у разваливающегося дома появляется надежда на спасение. Любви в этом спектакле действительно много, и любовь актёров к своей профессии очевидна как никогда. Наталья Романычева (Нина) и Евгений Чернорай (Бусыгин) изначально взяли в своём дуэте нужную ноту и пронесли её до самого конца, нигде не сфальшивив. Они сдерживаются там, где всё можно было «завалить» излишней эмоциональностью, и не скупятся на эмоции в тех сценах, где они были так необходимы. Конечно, нельзя не выделить исполнителя Сильвы – Александра Аккуратова. Наблюдать за обаятельным «пацаном–сердцеедом», который не пытается играть, а от существования в образе ловит кайф – настоящее удовольствие для зрителя. Безусловно, сердцем этого спектакля – Анатолий Бобёр, исполняющий роль Сарафанова. В каждой его реплике – боль от пережитого и неуспокоенность настоящим. Даже в своей радости от обретения сына, где–то глубоко внутри, он одной ногой остаётся в болезненном прошлом. Ведь любовь «старшего сына» должна в нём ещё прорости, а на это потребуются месяцы и даже годы. Исцеление Сарафанова состоится уже за пределами сцены, но то, как Анатолий Бобёр проживает своего персонажа перед зрителями – достойно аплодисментов. В блестящей игре актёра иногда узнаётся Евгений Леонов из экранизации «Старшего сына» Виталия Мельникова. Трудно судить, хорошо это или плохо. От такой игры пробирает – это главное. Можно, конечно, искать различные решения образа Сарафанова, но, пожалуй, в контексте самой истории именно такой образ самый честный и верный. Этот спектакль – не столько ностальгия по советскому прошлому, сколько дань памяти тем доверительным отношениям, которые тогда были между людьми – когда квартиры закрывались небрежно, а ключи хранились под ковриком у двери. Тем, кто родился после 90–х, возможно, показались странными джинсы–клёш, растянутый «по–модному» свитер, покрывало на стареньком диване и абажур над столом в центре комнаты. Но «сверстникам» спектакля это было понятно и трепетно близко. Как и то, что такой ценный ресурс, как доверие, сегодня утрачен. Доверять можно только близким людям. Но близкими людьми могут оказаться те, о существовании которых вчера ты и не подозревал. Новый спектакль театра Луначарского «Старший сын» – это, пожалуй, одна из самых душевных и нужных сегодняшнему зрителю историй. Этот спектакль про нас. Про тех нас, которыми мы можем быть. И хочется верить, что будем. Ведь любовь спасёт мир? Премьеру спектакля «Старший сын» представят в театре-студии «Постскриптум» на Сельскохозяйственной На сцену выйдут выпускники школы актерского мастерства Дважды в начале июля, 2 и 8 числа, зрители театра-студии «Постскриптум» смогут посмотреть премьерный показ по пьесе Александра Вампилова «Старший сын». В спектакле выступят выпускники школы актерского мастерства. – Выбор пьесы для выпускного спектакля неслучаен. Александр Вампилов описал странную ситуацию, когда люди, хотя и не родственники, становятся родными по духу, и это оказывается гораздо важнее кровных уз, – рассказал корреспонденту газеты «Ростокинская панорама» руководитель проектов театра «Постскриптум» Михаил Иванов.
Празднование дня рождения Театра юного зрителя им. А. Вампилова
Эти картины магические.
Поздравляем Анатолия Бызова!
Празднуем отличной компанией
Вампилов на Ближнем Востоке
Дорогие мужчины
Групповые экскурсии
Премьеры по Вампилову
В театре имени Луначарского в Севастополе 3 и 4 июня состоялась премьера спектакля «Старший сын» по одноимённой пьесе Вампилова. Новая история и новые вопросы. Понимание, доверие, поддержка – есть ли они сегодня? Новая постановка режиссёра Александра Кладько, приехавшего из Пскова, возвращает нас в то время, когда эти понятия имели особую ценность. Ностальгия ли это по прошлому? Скорее, по человечности.
|
АФИША СОБЫТИЙ _________________________________
2023 ГОД
МАРТ
4 марта в 12:00 Творческая встреча «Слово о Вампилове» для учеников
7 март в 13:00
Творческая встреча «Слово о Вампилове» для студентов КБГУ
7 март в 14:00 Творческая встреча «Слово о Вампилове» для сотрудников Банка России
9 марта Цикл встреч «Слово о Вампилове» в г.Черемхово
23 марта в 15:00 Творческий вечер с Анастасией Зверьковой в рамках проекта «Восхождение»
27 марта в 15:00 Международный день театра. Творческий вечер с Евгением Алёшиным в рамках проекта «Мастера»
Торжественный финал конкурса «ЛИК. Дмитрий Сергеев» (дата уточняется)
Премьера фильма «Помним. Счастливы…» (дата уточняется)
Премьера фильма «Помним. Счастливы…» в Кутулике (дата уточняется)
Весь март: К премьере оперы «Старший сын»: совместный проект Иркутского областного музыкального театра им. Н.М.Загурского и Центра А.Вампилова для молодежи (по программе «Пушкинская карта»)
Каждый день по будням «Слово о Вампилове» и экскурсии в Центре По предварительной записи
АПРЕЛЬ
Вечер, посвящённый 95-летию Виталия Венгера (дата уточняется)
10-15 апреля Серия встреч в Усть-Илимске «Билет на Усть-Илим»
Весь апрель: К премьере оперы «Старший сын»: совместный проект Иркутского областного музыкального театра им. Н.М.Загурского и Центра А.Вампилова для молодежи (по программе «Пушкинская карта»)
Каждый день по будням «Слово о Вампилове» и экскурсии в Центре По предварительной записи
МАЙ
11 мая День рождения Культурного центра Александра Вампилова
Весь май: К премьере оперы «Старший сын»: совместный проект Иркутского областного музыкального театра им. Н.М.Загурского и Центра А.Вампилова для молодежи (по программе «Пушкинская карта»)
Каждый день по будням «Слово о Вампилове» и экскурсии в Центре По предварительной записи
СОБЫТИЯ ЦЕНТРА А.ВАМПИЛОВА - 2023
Телефон для записи на экскурсии и события 8 (3952) 20-39-74
Билеты можно приобрести по «Пушкинской карте»
Каждый четверг
__________________ ПРОГРАММА «КУЛЬТУРА ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ»
ЕЖЕДНЕВНО ПО БУДНЯМ с 10 до 16.00 экскурсии в Центре А. Вампилова и «Слово о Вампилове»
ПО ВАШИМ ЗАЯВКАМ ПРОВОДИМ:
— Тематический литературный урок «Драматурги...из Прибайкалья»
Стоимость билета 250 рублей
— Тематический литературный урок для учеников 5-7-х классов «Солнце в аистовом гнезде»
Стоимость билета 150 рублей
— Литературный маршрут по Вампиловским местам в Иркутске
_____________________
«Поговорим о странностях любви...» Авторский подкаст Галины Солуяновой на канале PodFm и Soundcloud _________________________________ |