Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A

РусскийEnglish

События
Архив:      2024   2023   Pанее

 

10.07.2017
Лирическая тема детства у Вампилова и Распутина

В конце июня в Центре А.Вампилова прошло пленарное заседание Международной конференции, посвящённой 80-летним юбилеям А.Вампилова и В.Распутина. Свой доклад о теме детства в прозе писателей озвучила директор Центра А.Вампилова Галина Солуянова. С позволения автора публикуем текст доклада, отражающий свежий взгляд на рассказы «Солнце в аистовом гнезде» и «Мама куда-то ушла», которые, кажется, впервые подвергаются сопоставлению.

 

ЛИРИЧЕСКАЯ  ТЕМА ДЕТСТВА  У  А.ВАМПИЛОВА  И  В.РАСПУТИНА
А.Вампилов «Солнце в аистовом гнезде». В.Распутин «Мама куда-то ушла».     

   Сравнивать этих творцов сложно. Слишком разные: по мировоззрению, по оставленному творческому наследию, по длительности прожитых жизней, по человеческим качествам, по отношению к ним современников… Однако, чтобы самому убедиться, чей талант, Вампилова ли, Распутина ли, тебе ближе, нужно их читать, анализировать и делать свои, не чьи-то, выводы.

   Итак, начнём движение к заявленной теме. В 2002 году журналист Наталья Ключевская сподвигла меня на запись нескольких рассказов Александра Вампилова, что с удовольствием сделала на радио «Эхо Москвы в Иркутске». Во-первых, к той поре по моей инициативе в Иркутске был создан Фонд А.Вампилова, призванный заниматься популяризацией жизни и творчества драматурга. Во-вторых, по начальному  диплому я профессиональная актриса. Особой эмоцией наделила  рассказ «Солнце в аистовом гнезде», так как в нём многое созвучно внутреннему собственному настрою. (Почему-то в те минуты вспоминалась Мария Бабанова (1900-1983) с её хрустальным голосом, забирающим тебя в безоглядный полон. В 2016 году случайно наткнулась на её запись вампиловского рассказа из фондов радио. Эти 10 минут не стали открытием. К сожалению. Потому что хрустальность  была удручена возрастом).   

   Ключевская не остановилась только на записи рассказов Вампилова и предложила записать что-нибудь из Распутина, у которого я давно и нежно любила «Рудольфио». Также искала в его сборниках нечто, чтобы захотелось прочесть на радио, и с удивлением обнаружила рассказ, с которым не была знакома, «Мама куда-то ушла…». И оставила на плёнке обожаемое, долго живущее во мне, первое название, с не меньшим восторгом - нечаянно обнаруженное.  

   Все эти годы видимо очень глубоко во мне жили два текста: вампиловский - «Солнце в аистовом гнезде» и  распутинский – «Мама куда-то ушла». Иначе бы не слетело с языка, что могу сделать сообщение/доклад на конференции, что пройдёт в юбилейный для классиков 2017 год, когда им бы исполнилось по 80 лет: Валентину Григорьевичу Распутину – 15 марта, Александру Валентиновичу Вампилову – 19 августа. Сложно препарировать тексты, раскладывать по полочкам уже прожитое и озвученное голосом, но этот риск оправдан.

 

***

   Итак, «Солнце в аистовом гнезде» было впервые опубликовано в газете «Молодёжь Бурятии» 7 августа 1963 года. Автору через двенадцать дней исполнится 26 лет.

   Рассказ «Мама куда-то ушла» напечатан в июньском номере журнала «Молодая гвардия» в 1966 году. Автор уже отметил своё 29-летие.

   Понятно, что и у того, и другого есть мотивация для написания этих мини-шедевров, но в эту сторону не пойду, чтобы ненароком кого-то и чего-то не задеть. Недаром акцентирую внимание на возрасте, потому что они уже взрослые мужчины, но почему-то «впадают в детство». Притом Александр Вампилов подобное делает лишь дважды: в этом рассказе и  в «Утиной охоте», где появляется «мальчик лет двенадцати», принесший Зилову венок от друзей.  А у Валентина Распутина поболе этой темы будет: «Вниз и вверх по течению», «Уроки французского», «Прощание с Матерой» и собственно рассматриваемый рассказ.    

   Всегда в русской литературе писатели брали звучащие названия для своих произведений. За примерами далеко ходить не надо: Л.Н.Толстой, Ф.М.Достоевский, А.Н.Островский и др.. В рассматриваемых рассказах тоже можно увидеть и услышать сконцентрированные идеи заложенного в текстах. «Солнце в аистовом гнезде» - отчасти сразу отображает теплоту, ласковость, фантазийность. «Мама куда-то ушла» - тревожность, неопределённость, покинутость. И, если в первом случае, наша флейта-душа настраивается на нечто романтичное, то в другом – невольно она сжимается. Что же за лирические герои предстают перед нами? Какие у них имена, сколько им лет, каковы характеры и внешности, в каких предлагаемых обстоятельствах они пребывают?  Вампилов. «Что думает человек, который не видел ни одного живого слона, никогда не ездил в поезде, ни разу не был в театре? Что думает он, сидя на крыльце сельского клуба нежным майским вечером? Чувствует ли он себя несчастным? Ничуть.

    Он сидит на крыльце вполне счастливый, весь наполненный любопытством и удивлением прекрасным этим миром. Он готов поверить чему угодно, готов что угодно понять. Знакомый мир кончается за дальними вербами, пыльная дорога через поле ведёт прямо к чудесам и открытиям.

   Он подставляет тёплым лучам свою белобрысую голову и ждёт, не закатится ли солнце в аистово гнездо».  

   Распутин. «Мальчишка открыл глаза и увидел ползающую по потолку муху. Он поморгал и стал смотреть, куда она ползёт.

   Муха двигалась в ту сторону, где было окно. Она бежала не останавливаясь, и получалось это у неё очень быстро.

   Мальчишка решил, что она бежит по дороге, и стал ждать, не поползёт ли за ней ещё одна, чтобы удостовериться, действительно ли это дорога. Но больше мух не было. Они, правда, были, но по потолку не бегали, и мальчишка быстро потерял к ним интерес. Он приподнялся в кровати и крикнул:

- Мама, я проснулся!   

Никто ему не ответил.

- Мама! – позвал он.- Я молодец,  я проснулся».

   Так начинаются рассказы. У Александра Вампилова лирический герой назван «человеком», у Валентина Распутина – «мальчишкой».  Оба – в ожидании: один – чуда, другой – мамы. Один, понятно, из села, мы видим его на открытом пространстве, определяем и время действия – майский вечер, к тому же, узнаём, что он белобрыс. Другой, видимо, только что утром проснулся (или был обеденный сон) в своей квартире, место которой соответственно замкнутое. Оба наблюдают дороги: «человек» - пыльную, «мальчишка» - потолково-мушинную.  Имён пока мы не знаем, как не знаем, сколько им лет, но, можно предположить, что ни тот, ни другой в школу пока не ходят, как и то, что они почти одного возраста, просто, сельский житель самостоятельнее городского. Белобрысоголовый осваивает иные пространства, «когда солнце подожгло аистово жилище, к клубу подкатила машина. Витька (вот и узнали имя) поскакал ней. Набежали такие же, как он, засверкали жёлтыми пятками». Собрат из рассказа прозаика, пробегающий в поисках мамы из своей комнаты в большую, затем на кухню и в ванную, «оставляя от босых пяток и пальцев на крашеном полу следы, которые растворялись и исчезали».  Витька мизансценически «поскакал», мальчишка «бросился». Очень точные глаголы: один в радости, другой в отчаянии.  Но оба босоноги, один в компании, иной в одиночестве.

 

 ***

  Находим в рассказах поворотные звенья, когда поведение наших героев меняется. Вампилов. «…в село приезжал театр… С полей приходили зрители… Это был час тоски и обиды всей босоногой публики. Витька узнал, что в клуб его не пустят, отправят спать. Но скажите, разве можно спать, когда через дорогу совершается чудо? В дырку в занавесе Витька подсмотрел нарисованную на стене луну. Он слышал на сцене таинственный, как крик ночной птицы, стук. Мог ли он теперь не увидеть всего остального?».

Распутин. «Мама… тебя нету, да? – спросил он.

   Его лицо напряглось, в ожидании ответа, он поворачивал его во все стороны, но ответ не пришёл, и мальчишка заплакал.

   Плача, он подошёл к двери и стал её дёргать. Дверь не поддавалась. Тогда он ударил её ладонью, потом ткнул босой ногой, зашиб ногу и заплакал ещё громче.

   Он стоял посреди комнаты, и крупные тёплые слёзы выкатывались из его глаз и падали на крашеный пол».

    Оба автора, не сговариваясь, понятно, уделяют внимание глазам детей. Витька «подсмотрел… луну», а распутинский герой выкатывал слёзы из глаз, что опять же говорит о разности развития характеров. 

   Кульминацией в обоих рассказах стоит назвать игру-театр.

Вампилов. «В половине одиннадцатого Витька сбежал со своей постели и через минуту занял место у окна, среди таких же, как он, готовых зареветь от любопытства зрителей. Витька прильнул к стене клуба. В зале было темно, а на сцене он увидел необыкновенный стог, необыкновенного человека, необыкновенное ружьё. Человек вёл себя необыкновенно. Всё это было освещено необыкновенным ядовито-синим светом. И Витькино сердце запрыгало от предчувствия чуда.

   Солнце село в аистово гнездо».

Распутин. « - Давай играть, зайка, - предложил мальчишка.

Заяц молча согласился.

 –Ты больной, у тебя ножка болит, я тебя сейчас буду лечить.

Мальчишка положил зайца на кровать, достал гвоздь и ткнул им зайца в живот, делая укол.

………………………………………

- Нет, не так, - сказал мальчишка. – Теперь я буду зайкой, а ты маленьким мальчиком. Ты будешь меня лечить.

Он посадил зайца на стул. А сам лёг в кровать, поджал под себя одну ногу и заплакал».

   Очень разнятся авторские финалы. Возможно, здесь читатель сильно удивится характерным отличиям в поведении героев и почувствует, кто ему близок-далёк душевной сердечностью или чем иным.

Вампилов. «Ночь заковала в безмолвие хаты и ивы над хатами. В небе над чёрной землёй застыл строгий месяц и замерли чистые звёзды – самые совершенные декорации в самом большом, самом прекрасном, самом правдивом театре. В клубе открылись двери, переборы гармоники проткнули тишину. Запели, загалдели, ударили в бубен.

   - Звёзды приклеены к небу? – спросил Витька, пожиратель чудес. Он не спал».

Распутин. «Заяц продолжал молчать. Мальчишка швырнул его на пол, спрыгнул с кровати и, бросившись на зайца, стал его пинать. Заяц катался по полу, подскакивал, крутился, и мальчишка тоже подскакивал и крутился вокруг него и всё повторял: «Говори, говори, говори!» - но заяц не отвечал и не мог от него никуда убежать, потому что он был с одной ногой. И мальчишка вдруг понял это. Он остановился. Он стоял и смотрел, как заяц, уткнувшись лицом в пол, беззвучно плачет. И он услышал этот плач.

…………………………………

И тогда мальчишка снова заплакал. Он плакал от боли и одиночества. Что такое боль, он уже знал. С одиночеством он встретился впервые».

   Александр Вампилов, будучи поэтической личностью, имеет изначально лирический взгляд практически на всех героев, не исключением стал Витька в рассматриваемом рассказе. «Человек» смотрит на мир светло, нежно, любопытно и ждёт чудо. «Солнце село в аистово гнездо», но «звёзды приклеены к небу?» - следующая попытка вхождения в мир этого человека. И понятно, что он так распахнут будет всегда. И никак иначе. Герой смотрит на солнце и звёзды. Ввысь.

   Валентин Распутин, всегда сложно воспринимавший окружающий мир, в рассказе о «мальчишке», который впервые сталкивается с одиночеством, идёт непростым путём. Нам не всегда понятен характер персонажа: почему так любим заяц, но именно без одной лапы; почему автор описывает достаточно неприглядное избиение мальчишкой зайца..? Возможно, писатель исследует какие-то глубокие психологические черты маленького ребёнка, чтобы остеречь иных от подобного.

    Одно можно сказать явно. И Вампилов, и Распутин очень разные художники, но то, что оба чрезвычайно талантливы, обсуждению не подлежит.

 

                                                                                      Галина Солуянова, директор Центра А.Вампилова,
                                                                                      г.Иркутск

  

 

  

 

 

 

 

 

 

 

АФИША СОБЫТИЙ 

_________________________________ 

 

2023 ГОД

 

 

МАРТ

 

4 марта в 12:00

Творческая встреча «Слово о Вампилове» для учеников
8-10-х классов СОШ №11 г. Байкальска

 

 7 март в 13:00

 

 Творческая встреча «Слово о Вампилове» для студентов КБГУ

 

7 март в 14:00

 Творческая встреча «Слово о Вампилове» для сотрудников Банка России

 

9 марта

Цикл встреч «Слово о Вампилове» в г.Черемхово

 

23 марта в 15:00

Творческий вечер с Анастасией Зверьковой в рамках проекта «Восхождение»

 

27 марта в 15:00

Международный день театра. Творческий вечер с Евгением Алёшиным в рамках проекта «Мастера»

 

Торжественный финал конкурса «ЛИК. Дмитрий Сергеев» (дата уточняется)

 

Премьера фильма «Помним. Счастливы…» (дата уточняется)

 

Премьера фильма «Помним. Счастливы…» в Кутулике (дата уточняется)

 

 

Весь март: 

К премьере оперы «Старший сын»: совместный проект Иркутского областного музыкального театра им. Н.М.Загурского и Центра А.Вампилова для молодежи

(по программе «Пушкинская карта»)

 

 

Каждый день по будням

«Слово о Вампилове» и экскурсии в Центре 

  По предварительной записи

 

 

 

АПРЕЛЬ

 

Вечер, посвящённый 95-летию Виталия Венгера (дата уточняется)

 

10-15 апреля

Серия встреч в Усть-Илимске «Билет на Усть-Илим»

 

Весь апрель: 

 К премьере оперы «Старший сын»: совместный проект Иркутского областного музыкального театра им. Н.М.Загурского и Центра А.Вампилова для молодежи

 (по программе «Пушкинская карта»)

  

  Каждый день по будням

 «Слово о Вампилове» и экскурсии в Центре 

   По предварительной записи

 

 

 

МАЙ

 

11 мая 

День рождения Культурного центра Александра Вампилова

 

Весь май: 

 К премьере оперы «Старший сын»: совместный проект Иркутского областного музыкального театра им. Н.М.Загурского и Центра А.Вампилова для молодежи

 (по программе «Пушкинская карта»)

 

  Каждый день по будням

  «Слово о Вампилове» и экскурсии в Центре

По предварительной записи

 

 

 

СОБЫТИЯ ЦЕНТРА А.ВАМПИЛОВА - 2023

 

Телефон для записи на экскурсии и события 8 (3952) 20-39-74

 

Билеты можно приобрести по «Пушкинской карте» 

   

Long_monochrome

 

   Каждый четверг


Документальный проект
«ПОМНИМ. СЧАСТЛИВЫ...»
на YouTube-канале Центра А.Вампилова

 

   __________________

ПРОГРАММА «КУЛЬТУРА ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ»

 

ЕЖЕДНЕВНО ПО БУДНЯМ с 10 до 16.00

экскурсии в Центре А. Вампилова

и

«Слово о Вампилове»

 

 Кутуликские друзья  

 

 ПО ВАШИМ ЗАЯВКАМ ПРОВОДИМ:

  

 — Тематический литературный урок

«Драматурги...из Прибайкалья»

 

урок1

 Стоимость билета 250 рублей

 

 — Тематический литературный урок для учеников 5-7-х классов

«Солнце в аистовом гнезде»

 

Солнце в аистовом гнезде. Фото - Анатолий Бызов

Стоимость билета 150 рублей 

 

— Литературный маршрут по  Вампиловским местам в Иркутске

  

В парке осенью

 

 

 _____________________

 

«Поговорим о странностях любви...»

Авторский подкаст Галины Солуяновой

на канале PodFm и Soundcloud

 

    _________________________________  

    Cultur38_Logo-01     

Президентский фонд культурных инициатив

banner-190x50