Фотоотчет Анатолия Бызова. Первым героем нового проекта «Мастера» культурного центра Александра Вампилова стал народный артист, лауреат Государственной премии РФ, обладатель Национальной премии «Золотая маска» в номинации «За честь и достоинство», Почётный гражданин Иркутска и Иркутской области Виталий Константинович Венгер. Встреча состоялась в день рождения мастера, в его 86-летие. Бодрость, высокий дух присутствовали во всём его облике и в первую очередь во взгляде Виталия Константиновича, которым он смотрел в зрительный зал, отмечая полный аншлаг. Чувство юмора, каким он славился на протяжении всей жизни, у артиста осталось прежним. С юмором вспоминал он и пятьдесят семь лет работы на сцене Иркутского академического драматического театра имени Охлопкова. Правда, признавался: «Уезжал на несколько месяцев работать в Омск и полтора года проработал в прославленном коллективе Московского театра сатиры, но ностальгия мучила, заставляла посматривать на чемодан, чтобы отправиться на восток – в ставший родным Иркутск. Виталий Константинович рассказывает, что в Москве начал писать мемуары, чтобы стать ближе к родному коллективу, к супруге Эльзе Павловне и дочери Наташе, которые не захотели уезжать в столицу. Эту счастливую мысль подсказал ему однокурсник и друг по жизни Михаил Александрович Ульянов. Написал главу. Она была опубликована в газете «Советская молодёжь» с припиской, что издание будущей книги редакция берёт на себя. Делать нечего, пришлось писать дальше. В работе помог Марк Сергеев, подсказавший, как надо характеризовать героев, какие применять литературные приёмы. – Занятия литературой спасли и после инсульта, который вынудил меня покинуть сцену. Об Иркутске, театре Охлопкова и его актёрах было написано мною немало, в новой работе начал вспоминать свою alma mater – Московское высшее театральное училище имени Бориса Щукина, однокурсников и учителей, многие из которых были прямыми учениками Евгения Багратионовича Вахтангова. Сегодня я остался единственным живым из всех моих однокурсников, воспоминания о них радуют и вместе с тем гнетут. Трудно говорить о товарищах в прошедшем времени. Когда приезжал в Москву, непременно заходил в гости к Ульянову. Усаживаясь за стол, пили с его женой Аллочкой Парфаньяк шампанское, приготовленное в домашних условиях. Это шампанское было совсем не то, что продают в магазинах: выпил стаканчик – и жизнь преображается, становится ярче и радужнее. Увы, теперь ни я полететь в Москву не могу, ни мои друзья не встретят – ушли в мир иной. На протяжении встречи её ведущая, директор центра Вампилова Галина Солуянова, знакомила собравшихся с талантами Виталия Константиновича, которыми, помимо сцены, славится мастер. Своё умение рисовать он выражал шаржами. Одна из его книг так и называется – «Шаржи». Но, оказывается, Венгер в своё время на доске выжег картину «Соловецкий монастырь, 1436 г.». Кто мог подумать, что артисту хватило времени и терпения заниматься столь кропотливой работой! Кроме этой стоящей на мольберте картины удивляла и другая: портрет Вергера в костюме испанского гранта работы Юрия Квасова. Художник говорил, что именно Венгер вдохновил его писать исторические портреты, и в качестве доказательства показал фотографию портрета императора Александра I – победителя в войне с Наполеоном. Оригинал сегодня демонстрируется в Русском музее в Санкт-Петербурге. Собравшиеся могли вчитываться и во фразы, почерпнутые из книг Венгера. Для тех, кому не хватало зрения, Галина Солуянова озвучивала: «В театре мелочей не бывает...», «Кому-то и трудно, но ведь в театре трудно только первые тридцать лет», «Люди театра почти без исключения со странностями...» и так далее. Наверное, многим покажется странным, но одним из самых счастливых моментов своей жизни Виталий Константинович называет приём его в труппу Иркутского драматического театра: «Чувствую себя в Иркутске прекрасно, попал в сибирский МХАТ...». Венгер – коренной москвич, раннее детство провёл в Берлине, где его отец работал в советском торгпредстве, отрочество прошло в Барнауле, куда из Москвы была эвакуирована семья. В 1946 году поступил в вахтанговское училище, по его окончании с характеристикой «остро характерный актёр» в столичные театры его не взяли. По приглашению поездом более пяти суток он ехал в Иркутск. На этой встрече воспоминания Виталия Константиновича сосредотачивались в основном на годах юности, той счастливой поре, когда он впервые вышел на профессиональную сцену: «Молодых актёров в Иркутском драматическом театре в ту пору было немного, собственно, две девушки и я. С нетерпением ждал возвращения из армии Виктора Егунова, с которым мы оказались одной крови. Он слушал мои рассказы о студенчестве, педагогах, я выпытывал у него особенности игры иркутских актёров. Школы у всех разные, и, чтобы влиться в ансамбль, каждому необходимо хорошенько потрудиться. Общеизвестное, но всегда актуальное правило: спектакль – игра командная, и будь ты хоть семи пядей во лбу, но зависишь и от испытанного партнёра, и от самого молодого коллеги». Венгера многие считают трудоголиком, этому искусству постоянной работы над собой он научился у Ульянова. Самый младший на курсе, семнадцатилетний Вилли (как его звали в училище) с недоумением наблюдал, как основательный Миша оставался на дополнительные занятия, а потом самостоятельно повторял тренинги, возвращаясь в общежитие около полуночи. Как-то он получил посылку из дома, в которой родители отправили сальце, домашнюю душистую колбасу, засоленные в баночку огурчики. Собираясь на занятия, Ульянов щедрым жестом пригласил собратьев по общаге угощаться. Когда вечером вернулся, увы... обнаружил в ящике только обёртки от яств – голодные студенты, забыв о солидарности, умяли все продукты... А ещё Виталий Константинович вспоминал свои первые роли. Какие?! Небольшие эпизодики, в некоторых и слов-то не было. Но как готовился! Придумывал грим, примерял парики, вырабатывал специальную походку, характеризующую его персонаж. На удивление, с первого спектакля он был заметен на сцене, на него действительно обращали внимание зрители, запоминали и ждали, когда он появится на сцене в значительном образе. И дождались, запомнили его Мусу в спектакле «Люди, которых я видел». Его татарин, оказавшийся на передовой, был бесконечно добр. Чтобы характеризовать своего героя, Венгер придумал игрушку для будущего ребёнка беременной героини спектакля: пустая граната, засыпанная песком, становилась в его руках детской погремушкой. Раздобыл Венгер – Муса в залежах реквизита и небольшую лошадку (или слоника?). Спустя пятьдесят лет Виталий Константинович пел на встрече с иркутянами частушки Мусы, озорно сверкал глазами, улыбался и подтрунивал над собой. На то он и Венгер, чтобы непременно пошутить, вспомнив былое, пококетничать с женской половиной зрительного зала. И благодарные зрители отвечали взаимностью: в день рождения дарили любимому артисту цветы, небольшие сувениры и конфеты, чтобы его жизнь продолжала оставаться сладкой. Студенты Иркутского музыкального колледжа, лауреаты международных и всероссийских конкурсов дарили артисту музыкальные номера. И всё это для того, чтобы Виталий Константинович не терял бодрость духа и оптимизм, знал, что он был и остаётся самым любимым артистом иркутян. Да что иркутян! С днём рождения его поздравили знакомцы не только из разных городов России, но и из ближнего и дальнего зарубежья. Многие лета вам, дорогой наш Виталий Константинович! «Восточно-Сибирская правда», 29.04.2014
Празднование дня рождения Театра юного зрителя им. А. Вампилова
Эти картины магические.
Поздравляем Анатолия Бызова!
Празднуем отличной компанией
Вампилов на Ближнем Востоке
Дорогие мужчины
Групповые экскурсии
Многие лета, любимый артист!
Многие лета, любимый артист!
|
АФИША СОБЫТИЙ _________________________________
2023 ГОД
МАРТ
4 марта в 12:00 Творческая встреча «Слово о Вампилове» для учеников
7 март в 13:00
Творческая встреча «Слово о Вампилове» для студентов КБГУ
7 март в 14:00 Творческая встреча «Слово о Вампилове» для сотрудников Банка России
9 марта Цикл встреч «Слово о Вампилове» в г.Черемхово
23 марта в 15:00 Творческий вечер с Анастасией Зверьковой в рамках проекта «Восхождение»
27 марта в 15:00 Международный день театра. Творческий вечер с Евгением Алёшиным в рамках проекта «Мастера»
Торжественный финал конкурса «ЛИК. Дмитрий Сергеев» (дата уточняется)
Премьера фильма «Помним. Счастливы…» (дата уточняется)
Премьера фильма «Помним. Счастливы…» в Кутулике (дата уточняется)
Весь март: К премьере оперы «Старший сын»: совместный проект Иркутского областного музыкального театра им. Н.М.Загурского и Центра А.Вампилова для молодежи (по программе «Пушкинская карта»)
Каждый день по будням «Слово о Вампилове» и экскурсии в Центре По предварительной записи
АПРЕЛЬ
Вечер, посвящённый 95-летию Виталия Венгера (дата уточняется)
10-15 апреля Серия встреч в Усть-Илимске «Билет на Усть-Илим»
Весь апрель: К премьере оперы «Старший сын»: совместный проект Иркутского областного музыкального театра им. Н.М.Загурского и Центра А.Вампилова для молодежи (по программе «Пушкинская карта»)
Каждый день по будням «Слово о Вампилове» и экскурсии в Центре По предварительной записи
МАЙ
11 мая День рождения Культурного центра Александра Вампилова
Весь май: К премьере оперы «Старший сын»: совместный проект Иркутского областного музыкального театра им. Н.М.Загурского и Центра А.Вампилова для молодежи (по программе «Пушкинская карта»)
Каждый день по будням «Слово о Вампилове» и экскурсии в Центре По предварительной записи
СОБЫТИЯ ЦЕНТРА А.ВАМПИЛОВА - 2023
Телефон для записи на экскурсии и события 8 (3952) 20-39-74
Билеты можно приобрести по «Пушкинской карте»
Каждый четверг
__________________ ПРОГРАММА «КУЛЬТУРА ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ»
ЕЖЕДНЕВНО ПО БУДНЯМ с 10 до 16.00 экскурсии в Центре А. Вампилова и «Слово о Вампилове»
ПО ВАШИМ ЗАЯВКАМ ПРОВОДИМ:
— Тематический литературный урок «Драматурги...из Прибайкалья»
Стоимость билета 250 рублей
— Тематический литературный урок для учеников 5-7-х классов «Солнце в аистовом гнезде»
Стоимость билета 150 рублей
— Литературный маршрут по Вампиловским местам в Иркутске
_____________________
«Поговорим о странностях любви...» Авторский подкаст Галины Солуяновой на канале PodFm и Soundcloud _________________________________ |