Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A

РусскийEnglish

События
Архив:      2024   2023   Pанее

 

21.04.2017
«Старший сын» в театре имени Ленсовета

Некогда в петербуржском театре имени Ленсовета шёл спектакль «Старший сын», поставленный Юрием Бутусовым. «Почему Вампилов? Потому что это - великолепный человеческий материал», - сказал тогда режиссёр. Спектакль выдержал сотни показов, участвовал в конкурсе «Золотая маска». Сейчас постановка уже не значится в репертуаре театра, но сохранились замечательные размышления о природе этой пьесы и её авторе.

Питерские артисты помнят этого драматурга совсем молодым парнишкой. Он приезжал с Байкала читать свои пьесы, но никто всерьез не принимал провинциала, не собирался ни печатать, ни ставить. У него не было даже денег на гостиницу, потому ночевал будущий классик на одном из диванчиков Дома актера. Теперь на доме 86 по Невскому проспекту впору водружать мемориальную доску: "Здесь жил и работал Александр Вампилов".

А через несколько лет плотину прорвало: "Провинциальные анекдоты", "Утиную охоту", "Прошлым летом в Чулимске" стали наперебой ставить не только на родине драматурга, в Иркутске, но и в главных театрах страны - от Большого драматического до "Современника" и МХАТа. Закончился вампиловский "бум" столь же резко, как и начался. Появились новые кумиры. Хотя, по мнению многих знатоков, загадка Вампилова так и осталась до конца не разгаданной. Может быть, лучше иных драматурга понял Олег Даль, сыгравший роль Зилова в фильме "Отпуск в сентябре" (недаром фильм долго не выпускали на телеэкраны как идеологически невыдержанный). В нынешнем сезоне процесс пошел вспять: в репертуаре, как по мановению волшебной палочки, вновь появились пьесы Александра Володина, Александра Вампилова, Аллы Соколовой. В этом "ретро" есть и плюсы, и минусы. Слишком много примет застойного советского времени они содержат. Что-то подлежит расшифровке, что-то легче выбросить, чем объяснить. Если же оставить все, как есть, то сюжет будет понятен в лучшем случае зрителям старшего поколения. Однако к пьесам этим тянутся, как ни странно, прежде всего молодые люди. Скажем, на Малой сцене Театра Ленсовета вампиловского "Старшего сына" играют ученики Владислава Пази, заканчивающие в этом году Академию театрального искусства.

Взрослые дети молодого человека

Лет 20 назад у Анатолия Васильева был такой знаменитый спектакль - "Взрослая дочь молодого человека". Главный герой, которого играл Альберт Филозов, упрямо не хотел взрослеть, так и оставшись для друзей и близких "вечным студентом", стилягой, фанатиком джаза. В "Старшем сыне" главный герой (в кино его играл, если помните, Евгений Леонов) не только повзрослел, но уже и о старости задумался. Хотя душой явно моложе своих детей. Он романтик, они - прагматики. Вот, собственно, и весь конфликт поколений. К сегодняшнему дню вполне приложимый. Видимо, это и вдохновило на постановку молодого режиссера Юрия Бутусова. И тут же создало трудности. Всем участникам спектакля едва за 20. Как "состарить" одного из них, чтобы сгодился на роль отца семейства - Сарафанова? Однако постановщик, известный оригинальными решениями известных сюжетов, никогда не забывает, что театр - искусство условное. Одной условностью больше, одной меньше, - какая разница. Так на возрастную роль был назначен актер, ничуть внешне не отличающийся от остальных. Играть возраст ему пришлось, абсолютно не прибегая к помощи грима и прочих характерных приспособлений. На Малой сцене, где до публики можно рукой дотянуться, это трудно вдвойне. Но о технологических трудностях зрители даже не догадались. Дмитрию Лысенкову надо было почувствовать себя старшим, влезть в шкуру человека другого поколения, который на мир смотрит иными глазами, чем его взрослеющие и готовые вылететь из гнезда дети. Большая тяжесть легла и на хрупкие плечи "детей". Они должны были признать в сверстнике "отца" и обеспечить ему надлежащий фон. Как известно, короля играет свита. Так и здесь: многое зависело от младшеньких. Они должны были стать полноценными современниками и для тех, кто сидел в зале. Действие спектакля происходило сегодня и здесь, а вовсе не во времена Вампилова. И дети Сарафанова вовсе не похожи на закомплексованных жителей провинциального предместья 1960-х. Они слушают современную музыку, танцуют сегодняшние танцы, обликом и манерами подчеркивая свою принадлежность к поколению NEXT. Как ни странно, пьеса Вампилова такому насилию не противилась. Автор уловил в разногласиях отцов и детей нечто неподвластное времени и социальной формации - конфликт тех, кто пытается сберечь обломки семейного очага, и тех, кто с юношеским максимализмом норовит его доломать.

Он играет на похоронах и танцах

По профессии Сарафанов-старший - музыкант. Держит себя непризнанным гением, играющим в филармоническом оркестре и сочиняющим симфонию. Дети подтрунивают над отцом. Для них давно не секрет, что из оркестра папу вышибли, что композитор из него никакой. Знают они, что он, как поется в песне у Макаревича, "играет на похоронах и танцах". Но не стыдятся этого. Просто не хотят лишний раз огорчать старика. Но вот в жизни семьи появляется еще один человек, назвавший себя старшим сыном Сарафанова. Шутка, розыгрыш, безобидная вроде бы мистификация. Как всегда у Вампилова, случай вдруг предъявляет ко всем участникам событий серьезные требования. Выбирать приходится уже, что называется, без дураков. Но сначала режиссеру предстояло решить, кто он - самозванец Бусыгин. Шалопай? Циник?

Когда-то Малая сцена Театра Ленсовета открывалась премьерой этой же пьесы. Тогда роль Бусыгина играл актер с безусловно положительным обаянием -- Владимир Матвеев. Сегодня Алексею Торковеру удалось уклониться от однозначности в трактовке роли. В его характере намешано всего понемножку. И когда в финале они с Сарафановым обретают друг друга, понимая, что вряд ли дело в кровном родстве, мы чувствуем, сколь принципиален этот выбор. Каждый человек в какой-то момент своей жизни заходит в тупик. Ему до чертиков надоедает играть одну и ту же мелодию. И надо, чтобы возникла хоть какая-то эфемерная соломинка, за которую стоит ухватиться, чтобы не захлебнуться в рутине и не стать обузой для близких людей. Сарафанову повезло. Он преодолел "кризис среднего возраста". Но старший сын помог и младшим: ребята (такие разные в исполнении Ивана Гарафутдинова, Лауры Лаури, Всеволода Цурило) иначе стали относиться друг к другу и к жизни. Можно предположить, что Юрий Бутусов, выбирая пьесу для постановки, чувствовал себя не только режиссером, но и педагогом. В подтексте его спектакля - "педагогическая поэма". Этот экзамен ученики выдержали.

Елена Алексеева, театр имени Ленсовета

 

 

 

 

 

АФИША СОБЫТИЙ 

_________________________________ 

 

2023 ГОД

 

 

МАРТ

 

4 марта в 12:00

Творческая встреча «Слово о Вампилове» для учеников
8-10-х классов СОШ №11 г. Байкальска

 

 7 март в 13:00

 

 Творческая встреча «Слово о Вампилове» для студентов КБГУ

 

7 март в 14:00

 Творческая встреча «Слово о Вампилове» для сотрудников Банка России

 

9 марта

Цикл встреч «Слово о Вампилове» в г.Черемхово

 

23 марта в 15:00

Творческий вечер с Анастасией Зверьковой в рамках проекта «Восхождение»

 

27 марта в 15:00

Международный день театра. Творческий вечер с Евгением Алёшиным в рамках проекта «Мастера»

 

Торжественный финал конкурса «ЛИК. Дмитрий Сергеев» (дата уточняется)

 

Премьера фильма «Помним. Счастливы…» (дата уточняется)

 

Премьера фильма «Помним. Счастливы…» в Кутулике (дата уточняется)

 

 

Весь март: 

К премьере оперы «Старший сын»: совместный проект Иркутского областного музыкального театра им. Н.М.Загурского и Центра А.Вампилова для молодежи

(по программе «Пушкинская карта»)

 

 

Каждый день по будням

«Слово о Вампилове» и экскурсии в Центре 

  По предварительной записи

 

 

 

АПРЕЛЬ

 

Вечер, посвящённый 95-летию Виталия Венгера (дата уточняется)

 

10-15 апреля

Серия встреч в Усть-Илимске «Билет на Усть-Илим»

 

Весь апрель: 

 К премьере оперы «Старший сын»: совместный проект Иркутского областного музыкального театра им. Н.М.Загурского и Центра А.Вампилова для молодежи

 (по программе «Пушкинская карта»)

  

  Каждый день по будням

 «Слово о Вампилове» и экскурсии в Центре 

   По предварительной записи

 

 

 

МАЙ

 

11 мая 

День рождения Культурного центра Александра Вампилова

 

Весь май: 

 К премьере оперы «Старший сын»: совместный проект Иркутского областного музыкального театра им. Н.М.Загурского и Центра А.Вампилова для молодежи

 (по программе «Пушкинская карта»)

 

  Каждый день по будням

  «Слово о Вампилове» и экскурсии в Центре

По предварительной записи

 

 

 

СОБЫТИЯ ЦЕНТРА А.ВАМПИЛОВА - 2023

 

Телефон для записи на экскурсии и события 8 (3952) 20-39-74

 

Билеты можно приобрести по «Пушкинской карте» 

   

Long_monochrome

 

   Каждый четверг


Документальный проект
«ПОМНИМ. СЧАСТЛИВЫ...»
на YouTube-канале Центра А.Вампилова

 

   __________________

ПРОГРАММА «КУЛЬТУРА ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ»

 

ЕЖЕДНЕВНО ПО БУДНЯМ с 10 до 16.00

экскурсии в Центре А. Вампилова

и

«Слово о Вампилове»

 

 Кутуликские друзья  

 

 ПО ВАШИМ ЗАЯВКАМ ПРОВОДИМ:

  

 — Тематический литературный урок

«Драматурги...из Прибайкалья»

 

урок1

 Стоимость билета 250 рублей

 

 — Тематический литературный урок для учеников 5-7-х классов

«Солнце в аистовом гнезде»

 

Солнце в аистовом гнезде. Фото - Анатолий Бызов

Стоимость билета 150 рублей 

 

— Литературный маршрут по  Вампиловским местам в Иркутске

  

В парке осенью

 

 

 _____________________

 

«Поговорим о странностях любви...»

Авторский подкаст Галины Солуяновой

на канале PodFm и Soundcloud

 

    _________________________________  

    Cultur38_Logo-01     

Президентский фонд культурных инициатив

banner-190x50