Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A

РусскийEnglish

События
Архив:      2024   2023   Pанее

 

05.07.2017
Премьеры по Вампилову

В мае, июне и начале июля состоялись несколько премьер в театрах страны по пьесам Александра Вампилова. В петербургском  Молодежном театре на Фонтанке поставили «Прошлым летом в Чулимске». В самом начале лета в Севастопольском театре Луначарского показали премьеру спектакля «Старший сын». Постановку по этой пьесе осуществили и в Москве: премьера прошла на днях в театре-студии «Постскриптум».

Чем интересны зрителям вампиловские конфликты? Истории, написанные в 70-х годах прошлого века? Об этом – в обзорах СМИ.

 

«Российская газета»

В Петербурге поставили последнюю пьесу Вампилова

Текст: Светлана Мазурова (Санкт-Петербург)

В Молодежном театре на Фонтанке премьера - пьесу Александра Вампилова "Прошлым летом в Чулимске" поставили художественный руководитель Семен Спивак и режиссер Лариса Шуринова.

Прежде Спивак не брался за вампиловские пьесы, по его признанию, они казались ему слишком жесткими. Идея постановки принадлежит Ларисе Шуриновой (окончила ЛГИТМиК, курс Георгия Товстоногова в 1979 году). Режиссер уверена, что в пьесе Вампилова, ставшей классикой, "по-прежнему бьется живой нерв. Нерв боли... Это спектакль о человеческой боли".

В произведении, написанном сибирским драматургом, "певцом предместий", в 1971 году, создателей привлекло "глубокое проникновение в человеческие судьбы и прежде всего - нравственную природу личности".

Не показалась ли им сегодня, в 2017 году, устаревшей история, случившаяся "далеко от Москвы", в сибирском райцентре Чулимске? Интересна ли она зрителям ХХI века?

- Думаю, что современна и интересна. И первые показы это подтвердили, - говорит Семен Спивак. - Мир искорежен. Мы эгоистичны, озлоблены, хитры, все время заняты, живем с разбитыми иллюзиями. И в этот мир попадает молодой человек - открытая девушка, начинающая жизнь, и как мир ее встречает, что сделал с ней. И тогда, в начале 70-х, это было важно, и сейчас.

Театр на Фонтанке  (2) Роль главной героини, юной Валентины, работающей официанткой в "Чайной", доверена Дарье Вершининой, студентке РГИСИ (мастерская Семена Спивака). Первый вариант пьесы автор так и называл - "Валентина". Чистая душа, она верит в добро, бесконечно чинит и чинит палисадник - все ломают калитку и топчут газон с цветами, посмеиваясь над ее упорством.

В роли сломленного жизнью следователя Шаманова, в которого влюблена Валентина,- актер Артур Литвинов (занят в спектаклях "Идиот. 2012", "Жестокие игры", "Семья Сориано"). В 32 года герой  изношен, как старик,  апатичен, все ему приелось - окружающие, работа, твердит: "Я хочу на пенсию!".

У кого-то в памяти Шаманов - Любшин, Шаманов - Нахапетов или Князев. Или Сергей Безруков - в одноименном фильме 2013 года. А кто-то и пьесу не читал и ни с одной ее экранизацией и театральной постановкой не знаком. В зале - аншлаг, и в финале, на поклонах, публика аплодирует актерам стоя, бурно выражая восторг.

- Вы слышали реакцию публики, видели? А как принимали спектакль вчера - мы даже опешили. Значит, пьеса не устарела. В этой истории заложен чувственный ожог. Вампилов провоцировал героев на честные поступки: сможешь - не сможешь, справишься - не справишься. Это спектакль - провокация. На высокое и низменное. Мое мнение: такая тема всегда будет иметь отклик у зрителей, - отметил актер Андрей Шимко (роль инвалида Дергачева).

Театр на Фонтанке  (3) В роли старого эвенка Еремеева, живущего в тайге, Константин Воробьев, это возвращение актера в родные пенаты: с 1990 по 1998 год служил в Молодежном театре на Фонтанке.

- Меня потянуло в театр после нескольких лет работы в кино. Радостно согласился и не пожалел: у нас потрясающая компания, хорошая атмосфера. Мои любимые друзья встретили меня как родного, наслаждаюсь их обществом, - рассказал Константин Воробьев. - Рад встрече с молодыми актерами. В главной героине есть такая сибирская чистота, которую сегодня почти не встретишь. Такие люди были в прошлом веке, в то время, когда жил Вампилов. Сейчас они другие, нет таких интонаций, как в старых фильмах "Летят журавли", "Живет такой парень". И у зрителей, уверен, есть ностальгия по чистоте, тоска по хорошей драматургии, которая несет в себе свет, позитив, добро и вечные ценности.

- Мне кажется, эта провинциальная история сегодня актуальна и злободневна, - говорит и заслуженная артистка России Зоя Буряк (роль Хороших). - Я много езжу на гастроли в провинцию, вижу, как живут люди. И у нас: отъедешь сто километров от Питера - тот же Чулимск...

 

«Совинформбюро»

О любви и доверии – в Севастопольском театре Луначарского показали премьеру спектакля «Старший сын»

Текст: Ксения Егорова, Анатолий Паньков

«Не дай Бог обманывать того, кто верит каждому твоему слову». В Севастопольском академическом русском драматическом театре имени А.В.Луначарского – премьера спектакля «Старший сын» по одному из самых трогательных произведений отечественного драматурга Александра Вампилова – к 80-летию со дня его рождения. За постановку взялся псковский режиссер Александр Кладько. О том, почему так важно говорить о любви и доверии к ближнему сегодня, и почему чужих детей не бывает – узнавала наша съемочная группа.

В поисках человека. Александр Вампилов создал свою «комедию» – так он сам определял «Старшего сына» в конце 60-х. Эта история о двух загулявших холодным весенним вечером парнях, один из которых, случайным образом попадая в совершенно незнакомую ему семью музыканта Сарафонова, представляется его сыном, выдержала немало театральных постановок и одну запоминающуюся экранизацию – с Евгением Леоновым. То, что история эта, казалось бы, из другого времени, не отменяет ее актуальности сегодня.

«Чем хорош этот спектакль – тут настоящий театр, без технических изысков, без поисков красивого видеоряда, а здесь есть актер и зритель, и есть простое человеческое общение, дефицит которого мы сейчас очень испытываем», – рассказал главный режиссёр Севастопольского академического русского драматического театра имени А. В. Луначарского Григорий Лифанов.

В театре Луначарского «Старший сын» впервые – в постановке псковского режиссера Александра Кладько.

«То, о чем мы там сегодня говорим – очень сегодня не хватает. И о чем мы говорим – пусть на это ответит сам зритель, чтобы не получилось, что тыкаю пальцем. Я убежден, что эта история очень актуальна», – отметил режиссер-постановщик спектакля «Старший сын» Александр Кладько.

«Человеческие взаимоотношения – это всегда актуально, тем более взаимоотношения отцов и детей, взаимоотношения между влюбленными, между теми, кто не склонен проявлять эмоции, так или иначе мы заняты в таких взаимоотношениях», – добавила актриса Севастопольского академического русского драматического театра имени А. В. Луначарского Наталья Романычева.

Вампилов – автор, конечно же, не комедийный – тут и смех, и слезы – как в жизни, все рядом.  И – живая эмоция зрителя, который после такой простой, казалось бы, истории, немного изменится – в лучшую сторону.

 

 

«Севастопольские новости»

Премьера «Старшего сына» напомнила севастопольцам о самом главном

Текст: Арсений Веденин


Севастопольские новости - Старший сын В театре имени Луначарского в Севастополе 3 и 4 июня состоялась премьера спектакля «Старший сын» по одноимённой пьесе Вампилова. Новая история и новые вопросы. Понимание, доверие, поддержка – есть ли они сегодня? Новая постановка режиссёра Александра Кладько, приехавшего из Пскова, возвращает нас в то время, когда эти понятия имели особую ценность. Ностальгия ли это по прошлому? Скорее, по человечности.

В этом году исполняется 50 лет, как Александр Вампилов написал «Старшего сына», и 80 лет со дня рождения автора. 60–е годы прошлого века для страны были временем «оттепели». Помимо надежд на обновление социализма, у людей было стремление к творческой свободе. Они пытались выйти за пределы привычного круга идей и стереотипов. У всех была искренняя вера в то, что можно и нужно думать, жить, писать и творить, не дожидаясь указаний сверху и не боясь осуждений. Именно эти принципы и определяли духовный облик поколения шестидесятников. Александр Вампилов был одним из его ярчайших представителей. Его пьеса «Старший сын», по сути, стала воплощением идеалов того времени. Однако история о духовном родстве стала ещё и своеобразным «письмом в будущее», в день сегодняшний, когда духовная близость людей – невероятно редкое явление.

Постановка Александра Кладько пропитана лёгкостью и оптимизмом – в отличие от фильма 1976 года, где людское одиночество чувствуется более остро. Несмотря на такое смещение акцентов, история ничего не потеряла, а приобрела новое звучание, нужное нынешнему зрителю. Поместив вампиловскую пьесу в несколько иную оболочку, режиссёр сохранил главное – он передал дух той эпохи и идею «Старшего сына».

Художник–постановщик провёл очень честную работу – в ней явная любовь к тому времени, его понимание. В оформлении сцены нет ничего лишнего, а символы невероятно просты, как и сама эпоха, в которой живут герои «Старшего сына».

Символизма в постановке совсем немного, но в нём достаточно глубины, душевности и веры в будущее. Звук идущего поезда, который лейтмотивом проходит через весь спектакль – как сама жизнь, неумолимо летящая вперёд. Пока поезд движется, важно успеть сойти на своей станции. А где же она? Каждый из героев пьесы в поисках ответа.

Символы читаются и на воротах в дом Сарафанова. То, чего так не хватает его обитателям – всё там: все светлые чувства переданы в незатейливых рисунках. А надпись «Любовь спасёт мир» окончательно избавляет зрителя от поиска в спектакле каких–либо смыслов, кроме самого главного. Однако глядя на эти дырявые ворота, понимаешь, что в данном случае речь идёт о мире героев пьесы. Видимо, уже очень давно у них не «доходят руки» до этих ворот, как, впрочем, и до собственной жизни. Но приезд Бусыгина всё меняет – у разваливающегося дома появляется надежда на спасение.

Любви в этом спектакле действительно много, и любовь актёров к своей профессии очевидна как никогда. Наталья Романычева (Нина) и Евгений Чернорай (Бусыгин) изначально взяли в своём дуэте нужную ноту и пронесли её до самого конца, нигде не сфальшивив. Они сдерживаются там, где всё можно было «завалить» излишней эмоциональностью, и не скупятся на эмоции в тех сценах, где они были так необходимы.

Конечно, нельзя не выделить исполнителя Сильвы – Александра Аккуратова. Наблюдать за обаятельным «пацаном–сердцеедом», который не пытается играть, а от существования в образе ловит кайф – настоящее удовольствие для зрителя.

Безусловно, сердцем этого спектакля – Анатолий Бобёр, исполняющий роль Сарафанова. В каждой его реплике – боль от пережитого и неуспокоенность настоящим. Даже в своей радости от обретения сына, где–то глубоко внутри, он одной ногой остаётся в болезненном прошлом. Ведь любовь «старшего сына» должна в нём ещё прорости, а на это потребуются месяцы и даже годы. Исцеление Сарафанова состоится уже за пределами сцены, но то, как Анатолий Бобёр проживает своего персонажа перед зрителями – достойно аплодисментов. В блестящей игре актёра иногда узнаётся Евгений Леонов из экранизации «Старшего сына» Виталия Мельникова. Трудно судить, хорошо это или плохо. От такой игры пробирает – это главное. Можно, конечно, искать различные решения образа Сарафанова, но, пожалуй, в контексте самой истории именно такой образ самый честный и верный.

Этот спектакль – не столько ностальгия по советскому прошлому, сколько дань памяти тем доверительным отношениям, которые тогда были между людьми – когда квартиры закрывались небрежно, а ключи хранились под ковриком у двери. Тем, кто родился после 90–х, возможно, показались странными джинсы–клёш, растянутый «по–модному» свитер, покрывало на стареньком диване и абажур над столом в центре комнаты. Но «сверстникам» спектакля это было понятно и трепетно близко. Как и то, что такой ценный ресурс, как доверие, сегодня утрачен. Доверять можно только близким людям. Но близкими людьми могут оказаться те, о существовании которых вчера ты и не подозревал.

Новый спектакль театра Луначарского «Старший сын» – это, пожалуй, одна из самых душевных и нужных сегодняшнему зрителю историй. Этот спектакль про нас. Про тех нас, которыми мы можем быть. И хочется верить, что будем. Ведь любовь спасёт мир?

 

«Ростокинская панорама»

Премьеру спектакля «Старший сын» представят в театре-студии «Постскриптум» на Сельскохозяйственной

На сцену выйдут выпускники школы актерского мастерства

Дважды в начале июля, 2 и 8 числа, зрители театра-студии «Постскриптум» смогут посмотреть премьерный показ по пьесе Александра Вампилова «Старший сын». В спектакле выступят выпускники школы актерского мастерства.

– Выбор пьесы для выпускного спектакля неслучаен. Александр Вампилов описал странную ситуацию, когда люди, хотя и не родственники, становятся родными по духу, и это оказывается гораздо важнее кровных уз, – рассказал корреспонденту газеты «Ростокинская панорама» руководитель проектов театра «Постскриптум» Михаил Иванов.

 

 

 

 

 

 

АФИША СОБЫТИЙ 

_________________________________ 

 

2023 ГОД

 

 

МАРТ

 

4 марта в 12:00

Творческая встреча «Слово о Вампилове» для учеников
8-10-х классов СОШ №11 г. Байкальска

 

 7 март в 13:00

 

 Творческая встреча «Слово о Вампилове» для студентов КБГУ

 

7 март в 14:00

 Творческая встреча «Слово о Вампилове» для сотрудников Банка России

 

9 марта

Цикл встреч «Слово о Вампилове» в г.Черемхово

 

23 марта в 15:00

Творческий вечер с Анастасией Зверьковой в рамках проекта «Восхождение»

 

27 марта в 15:00

Международный день театра. Творческий вечер с Евгением Алёшиным в рамках проекта «Мастера»

 

Торжественный финал конкурса «ЛИК. Дмитрий Сергеев» (дата уточняется)

 

Премьера фильма «Помним. Счастливы…» (дата уточняется)

 

Премьера фильма «Помним. Счастливы…» в Кутулике (дата уточняется)

 

 

Весь март: 

К премьере оперы «Старший сын»: совместный проект Иркутского областного музыкального театра им. Н.М.Загурского и Центра А.Вампилова для молодежи

(по программе «Пушкинская карта»)

 

 

Каждый день по будням

«Слово о Вампилове» и экскурсии в Центре 

  По предварительной записи

 

 

 

АПРЕЛЬ

 

Вечер, посвящённый 95-летию Виталия Венгера (дата уточняется)

 

10-15 апреля

Серия встреч в Усть-Илимске «Билет на Усть-Илим»

 

Весь апрель: 

 К премьере оперы «Старший сын»: совместный проект Иркутского областного музыкального театра им. Н.М.Загурского и Центра А.Вампилова для молодежи

 (по программе «Пушкинская карта»)

  

  Каждый день по будням

 «Слово о Вампилове» и экскурсии в Центре 

   По предварительной записи

 

 

 

МАЙ

 

11 мая 

День рождения Культурного центра Александра Вампилова

 

Весь май: 

 К премьере оперы «Старший сын»: совместный проект Иркутского областного музыкального театра им. Н.М.Загурского и Центра А.Вампилова для молодежи

 (по программе «Пушкинская карта»)

 

  Каждый день по будням

  «Слово о Вампилове» и экскурсии в Центре

По предварительной записи

 

 

 

СОБЫТИЯ ЦЕНТРА А.ВАМПИЛОВА - 2023

 

Телефон для записи на экскурсии и события 8 (3952) 20-39-74

 

Билеты можно приобрести по «Пушкинской карте» 

   

Long_monochrome

 

   Каждый четверг


Документальный проект
«ПОМНИМ. СЧАСТЛИВЫ...»
на YouTube-канале Центра А.Вампилова

 

   __________________

ПРОГРАММА «КУЛЬТУРА ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ»

 

ЕЖЕДНЕВНО ПО БУДНЯМ с 10 до 16.00

экскурсии в Центре А. Вампилова

и

«Слово о Вампилове»

 

 Кутуликские друзья  

 

 ПО ВАШИМ ЗАЯВКАМ ПРОВОДИМ:

  

 — Тематический литературный урок

«Драматурги...из Прибайкалья»

 

урок1

 Стоимость билета 250 рублей

 

 — Тематический литературный урок для учеников 5-7-х классов

«Солнце в аистовом гнезде»

 

Солнце в аистовом гнезде. Фото - Анатолий Бызов

Стоимость билета 150 рублей 

 

— Литературный маршрут по  Вампиловским местам в Иркутске

  

В парке осенью

 

 

 _____________________

 

«Поговорим о странностях любви...»

Авторский подкаст Галины Солуяновой

на канале PodFm и Soundcloud

 

    _________________________________  

    Cultur38_Logo-01     

Президентский фонд культурных инициатив

banner-190x50