Интернет-портал «Магнитогорский рабочий» опубликовал рецензию на спектакль «Старший сын», премьера которого недавно состоялась в Драматическом театре имени Пушкина. О том, как воспринял и интерпретировал пьесу Александра Вампилова режиссёр спектакля Андрей Майоров, о секрете более чем полувекового успеха у публики «Старшего сына», о тотальном одиночестве персонажей и об истинных ценностях, читайте в материале Елены Куклиной «Потому что я люблю вас». В драматическом театре имени Пушкина состоялась премьера «Старшего сына» доступном по ссылке.
«В 1970-х годах ее играли в десятках театров одновременно, в 1975-м на экраны вышел одноименный фильм с потрясающим актерским ансамблем, который полюбился советскому зрителю и столь же трепетно любим зрителем современным. Сегодня трудно поверить в то, что при жизни автора в крупных театрах ставить пьесу не хотели, и Александр Вампилов, трагически погибший в 1972 году в возрасте 34-х лет, так и не дожил до собственного триумфа...
Как не верится и в то, что сегодня постановкой этой пьесы можно кого-то удивить. А режиссер спектакля «Старший сын» Магнитогорского драматического театра имени Пушкина Андрей Майорови не ставил себе задачу удивлять зрителя, как это принято ныне. Кажется, сам материал пьесы, высший ее смысл, как и характер всей драматургии Вампилова, спорит с этой задачей. Слишком напряженной внутренней жизнью живут ее персонажи, слишком пронзительны, искренни, глубоки и красивы их переживания и порывы, слишком очеловечены их души, слишком тонко прописаны характеры и захватывающа интрига, чтобы делать акцент на внешней форме спектакля, чтобы удивлять или развлекать.
В то же время Вампилов дает режиссеру и актерам немалый простор для интерпретации - постановку можно сделать сентиментальной, следуя посылу экранизации 1975 года с Сарафановым-добряком, сыгранным незабвенным Евгением Леоновым. А можно, напротив, сделать спектакль жестким, даже обличительным, и остро-трагичным, про «распавшуюся связь времен» и утраченную связь поколений, про вечную человеческую «недовоплощенность», как это получилось, например, у Константина Богомолова в театре Олега Табакова. И это лишь две крайности, между которыми можно найти бездну собственных смыслов в этой истории – поэтому каждая постановка по Вампилову по-своему интересна и по-новому раскрывает авторский текст. Так получилось и с магнитогорской.
В камерной постановке Андрея Майорова малая сцена драмтеатра благодаря усилиям режиссера и художника-постановщика Алексея Вотякова сжимается до еще более тесного пространства, соотносимого с пространством дома, семьи. И в пространство это, наполненное по-деревенски уютным запахом свежеоструганной древесины (пока декорации новые?) оказывается втянутым зритель.
И тут уж не убежишь и глаз не спрячешь – все действие происходит на расстоянии вытянутой руки, все взгляды и выражения лиц читаемы, все выкрики оглушительны, все переживания остро ранят – несмотря на то, что автором пьеса названа комедией. Все происходит для зрителя так, словно и он является членом семьи Сарафановых, о которой идет речь в спектакле, и он втянут в решение вечных вопросов бытия, которые только на первый взгляд кажутся внутрисемейными.
По сути, герои рассказывают нам о своем одиночестве. И не только члены «распадающейся на атомы» семьи Сарафановых, но и блистательная роковая красотка - секретарь суда Наталья (актриса Лариса Звездина), и даже циник и проходимец Сильва (Филипп Ладейщиков), которому, как выяснилось, тоже нужны любовь, забота, понимание.
И для старшего из героев – Андрея Сарафанова (Петр Ермаков), у которого буквально земля уходит из-под ног, потому что его сын и дочь намерены покинуть родное гнездо, единственным шансом уцепиться за эту жизнь и спастись от одинокой старости становится появление в его жизни чуткого и понимающего «старшего сына» в лице студента Владимира Бусыгина (Иван Погорелов). И вовсе на не успех, карьеру или достаток уповает Сарафанов - и в этом есть важный посыл автора пьесы нам сегодняшним, нередко в погоне за благами забывающим об истинных ценностях и потому страдающим от тотального одиночества.
«Кажется, главный вопрос, который постоянно задает Вампилов: останешься ли ты, человек, человеком? Сумеешь ли ты превозмочь все то лживое, недоброе, что уготовано тебе во многих житейских испытаниях, где трудно стали различимы и противоположности – любовь и измена, страсть и равнодушие, искренность и фальшь, благо и порабощение», - писал о драматурге другой классик советской литературы Валентин Распутин...
...То, что увидит зритель в «Старшем сыне», быть может, сегодня важнее всех режиссерских изысков, нужнее для души человеческой, которая должна, наконец, пробудиться. И для этого в новом спектакле драмы есть все – «и жизнь, и слезы, и любовь». И вера в лучшее, которую непременно ощутит каждый зритель».
Елена КУКЛИНА
Фото: Игорь ПЯТИНИН, «МР»