Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A

РусскийEnglish

События
Архив:      2024   2023   Pанее

 

10.06.2019
Старший сын

Театр «Мастерская» Григория Козлова трижды обращался к пьесам Александра Вампилова: «Прошлым летом в Чулимске», «Старший сын», и  теперь, в конце мая, состоялась премьера спектакля «Утиная охота».

И конечно, ставший уже легендой спектакль «Старший сын» по одноимённой пьесе Александра Вампилова, не забыт. В прошлом месяце он был показан на сцене Театра Эстрады им. А. Райкина. На сайте «Петербуржских ведомостей» опубликована рецензия на спектакль.

 

Есть ли надежда?  Размышления о спектакле Григория Козлова «Старший сын»

«Театр «Мастерская» уже второй сезон показывает свои лучшие постановки на разных сценах Петербурга – в Юсуповском дворце, в ДК им. Ленсовета и ДК им. И. Газа. Эти своеобразные гастроли – мера, во многом, вынужденная. Репертуар одного из самых любимых зрителем театров города уже «не помещается» в двух залах здания на Народной улице. 25 мая в его афише появится пятидесятая постановка – «Утиная охота», и это будет третье обращение Григория Козлова к драматургии Александра Вампилова.

Первое состоялось в сентябре 2010 года, когда на Малой сцене БДТ им. Г. Товстоногова ученики мастерской Козлова сыграли «Старшего сына». Так в Петербурге появился новый театр, а курсовой спектакль стал, как принято говорить, его «визитной карточкой». За прошедшие с тех пор девять лет «Старший сын» участвовал во множестве театральных фестивалей, его видели зрители Москвы, Пскова, Ярославля, Екатеринбурга. В середине мая спектакль впервые показали на сцене петербургского Театра Эстрады им. А. Райкина.

Наверное, каждый раз публика «Старшего сына» делится почти пополам: на тех, кто смотрел одноименный советский фильм 1975 года, и тех, кто его не смотрел. Гадать о том, кто из зрителей прочитал саму пьесу – сложнее. К сожалению, «шестидесятников» (тем более драматургов того времени) в нашей школе изучают... не очень внимательно. Представители старшего поколения? Если в юности они не увлекались театром и литературой, то в суете жизни вполне могли и не заметить удивительного и талантливого человека, погибшего на Байкале за два дня до своего 35-летия. Поэтому для обычных зрителей именно фильм Виталия Мельникова является неким «ориентиром». Как это усложняет задачу актерам – говорить не приходится.

Однако уже начало спектакля «оправдывает» обращение к тексту, который зрители десятки раз слышали из уст Евгения Леонова, Николая Караченцова, Михаила Боярского и Светланы Крючковой. Молодые актеры хотели «не перечитать» пьесу, а «подсмотреть в щелочку» – за жизнью своих родителей, бабушек и дедушек, когда те были молоды и влюблены. Поэтому спектакль предваряет пролог: взволнованными голосами и простыми, порой несовершенными словами, актеры по очереди рассказывают истории своих семей – как знакомились, как влюблялись, как женились.

Их семейные фотографии висят рядом с портретами людей, ставших по-настоящему родными для целого поколения – здесь вместе Юрий Гагарин и Булат Окуджава, Александр Володин и Александр Вампилов. Стихи, музыка – тоже из эпохи, когда у людей (по словам актрисы спектакля) «была прекрасная жизнь» – они знали своих соседей, дружили и ходили друг другу в гости. За музыкальное оформление отдельное спасибо Андрею Юрьеву. Постановка наполнена песнями в исполнении Муслима Магомаева, Эдиты Пьехи, Иосифа Кобзона, Валерия Ободзинского. Все они созвучны времени, когда полотенца и простыни запросто сушили во дворе, а мальчишки гоняли в футбол не в специальных «коробках» – прямо по лужам.

Сюжет пьесы Вампилова сохранен полностью: двое молодых людей опоздали на последнюю электричку – провожали девушек. Провожали с надеждой на продолжение знакомства, но этим надеждам не суждено было сбыться. Маленький город, в котором у них нет ни знакомых, ни родных, а на улице жутко холодно... Что делать? Молодые люди нагло вваливаются в квартиру совершенно посторонних им людей – с гитарой и требованием выпить и закусить. Легенда у них простая, но гениальная – один из них приехал знакомиться с отцом, которого никогда не видел. Так у бывшего фронтовика, в одиночку растившего двоих детей, появился еще и «старший сын».

При просмотре спектакля невозможно полностью абстрагироваться и не сравнивать увиденные сцены с кадрами из фильма. Это очень мешает восприятию. Но как приятно порой обнаружить, что в постановке, где играют молодые актеры, что-то получилось точнее, проникновеннее и пронзительнее. В первую очередь, это образ Нины Сарафановой – дочери главного героя. В фильме она – холодная красавица с точеными чертами лица и командным голосом, строгая и волевая (Наталья Егорова). В увиденном показе Нину играла Алена Артемова – милая девушка с умными и грустными глазами.

Ее простой вопрос («Где ты был раньше, братик?») несет в себе столько боли, что на него невозможно не ответить любовью и сочувствием. Мама бросила, отец тихонько пьет по ночам, а младший брат сходит с ума от первой любви... «Объявляю уборку!» в ее исполнении звучит не как приказ, а как вынужденная игра маленькой девочки во взрослую хозяйку дома. Игра, от которой к девятнадцати годам она устала. И понятно, почему Нина так торопится сбежать на Сахалин с курсантом Кудимовым – отличником боевой и политической подготовки (актер Николай Куглянт). За ним «как за каменной стеной». Но также понятно, почему ей нельзя быть рядом с этим человеком.

Макарская, соседка Сарафановых, в исполнении Полины Сидихиной – самый яркий образ спектакля. Кажется, что именно на ней держится вся комическая составляющая постановки. Чего стоит один ее прыжок через лужу – с авоськами наперевес! Но зрители видят перед собой не строгую работницу системы судопроизводства и не «советскую феминистку», читающую модные в то время журналы о здоровье. Это очень красивая и очень несчастная женщина. Она так страдает от одиночества и так ждет любви, что ее грубый цинизм и крики о том, как она «не хочет замуж», выдают ее все сильнее и сильнее. Но ее понимают, жалеют и, словно колыбельную, поют старую бардовскую песню про Царевну Несмеяну («Ты стоишь у окна...»).

 В спектакле Григория Козлова герои действительно умеют понимать, принимать, жалеть и любить. И это, наверное, второе очень важное отличие спектакля от фильма. Любовь здесь чувствуешь буквально во всем – в неловких прикосновениях, несмелых взглядах, нелепых разговорах и ненужных спорах. Потому появление чужого (пока еще чужого) человека не взрывает жизнь этой семьи – со всеми ее проблемами и несчастьями. Оно лишь сильнее показывает, как бесконечно дороги друг другу эти странные и смешные Сарафановы.  

Актерам спектакля, пожалуй, сложнее, чем актрисам. Соперничать с Николаем Караченцовым и Михаилом Боярским – дело бесполезное. Да и ненужное. Владимира Бусыгина и Сильву в исполнении Михаила Касапова и Арсения Семенова зрители принимают, потому что они понятны и узнаваемы. Парни со своего двора. Бусыгин – угловат, резок, часто очень зажат и нервозен. Сильва, как и положено, чертовски обаятелен. С первого появления Арсения Семенова на сцене становится понятно, что образ ловеласа и повесы доверен ему по праву. Как по праву получил за роль Васеньки театральную премию «Прорыв» актер Евгений Шумейко.

Но как играть Сарафанова, когда у каждого второго зрителя в зале перед глазами все равно будет такой родной и любимый Евгений Леонов? Алексей Ведерников пытается создать совершенно иной, нежели в кинофильме, образ. Его Андрей Григорьевич Сарафанов потерян, несчастен, по-детски трогателен, порой жалок.

Сарафанов прошел войну, но, по словам дочери, так и не научился защищать себя. Он пережил предательство любимой женщины и крушение всех надежд. Но живет он – радостно, живет безграничной любовью к своим детям. Этот образ требует актера с огромным сердцем и огромным жизненным опытом. В курсовом спектакле условность с возрастом героя естественна и понятна. Но постановке скоро десять лет. Рано или поздно зритель перестанет воспринимать ее как «студенческую», пройдет это очарование молодости, дружбы, трепетного отношения актеров-однокашников друг к другу. Что будет дальше? Терять такой спектакль очень не хочется.

Но пока «надежды маленький оркестрик» играет слаженно, и во время каждой смены декораций им весело дирижирует Сарафанов в растянутой майке. Родной дворик превращается в до боли знакомую квартиру со старым торшером,  сервантом и радиоприемником. Зритель вновь и вновь оказывается в мире, где люди просты и откровенны, чисты и лишены фальши.

Вдруг понимаешь, что этого поколения больше нет. Что эти люди ушли навсегда. Тогда хочется закричать вслед за Золушкой из другого советского фильма: «Добрые люди, где вы?». Но ведь те, кто находится на сцене, верят в реальность своих героев... А сидящие в зале – смотрят на них и какой год не могут насмотреться. Получается, эта тоска – по простоте, доброте и человечности – у нас всех одинаковая? Значит, надежда все же есть»

 

Фото: Роман Кириченко

Материал доступен по ссылке. 

 

 

 

 

 

 

АФИША СОБЫТИЙ 

_________________________________ 

 

2023 ГОД

 

 

МАРТ

 

4 марта в 12:00

Творческая встреча «Слово о Вампилове» для учеников
8-10-х классов СОШ №11 г. Байкальска

 

 7 март в 13:00

 

 Творческая встреча «Слово о Вампилове» для студентов КБГУ

 

7 март в 14:00

 Творческая встреча «Слово о Вампилове» для сотрудников Банка России

 

9 марта

Цикл встреч «Слово о Вампилове» в г.Черемхово

 

23 марта в 15:00

Творческий вечер с Анастасией Зверьковой в рамках проекта «Восхождение»

 

27 марта в 15:00

Международный день театра. Творческий вечер с Евгением Алёшиным в рамках проекта «Мастера»

 

Торжественный финал конкурса «ЛИК. Дмитрий Сергеев» (дата уточняется)

 

Премьера фильма «Помним. Счастливы…» (дата уточняется)

 

Премьера фильма «Помним. Счастливы…» в Кутулике (дата уточняется)

 

 

Весь март: 

К премьере оперы «Старший сын»: совместный проект Иркутского областного музыкального театра им. Н.М.Загурского и Центра А.Вампилова для молодежи

(по программе «Пушкинская карта»)

 

 

Каждый день по будням

«Слово о Вампилове» и экскурсии в Центре 

  По предварительной записи

 

 

 

АПРЕЛЬ

 

Вечер, посвящённый 95-летию Виталия Венгера (дата уточняется)

 

10-15 апреля

Серия встреч в Усть-Илимске «Билет на Усть-Илим»

 

Весь апрель: 

 К премьере оперы «Старший сын»: совместный проект Иркутского областного музыкального театра им. Н.М.Загурского и Центра А.Вампилова для молодежи

 (по программе «Пушкинская карта»)

  

  Каждый день по будням

 «Слово о Вампилове» и экскурсии в Центре 

   По предварительной записи

 

 

 

МАЙ

 

11 мая 

День рождения Культурного центра Александра Вампилова

 

Весь май: 

 К премьере оперы «Старший сын»: совместный проект Иркутского областного музыкального театра им. Н.М.Загурского и Центра А.Вампилова для молодежи

 (по программе «Пушкинская карта»)

 

  Каждый день по будням

  «Слово о Вампилове» и экскурсии в Центре

По предварительной записи

 

 

 

СОБЫТИЯ ЦЕНТРА А.ВАМПИЛОВА - 2023

 

Телефон для записи на экскурсии и события 8 (3952) 20-39-74

 

Билеты можно приобрести по «Пушкинской карте» 

   

Long_monochrome

 

   Каждый четверг


Документальный проект
«ПОМНИМ. СЧАСТЛИВЫ...»
на YouTube-канале Центра А.Вампилова

 

   __________________

ПРОГРАММА «КУЛЬТУРА ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ»

 

ЕЖЕДНЕВНО ПО БУДНЯМ с 10 до 16.00

экскурсии в Центре А. Вампилова

и

«Слово о Вампилове»

 

 Кутуликские друзья  

 

 ПО ВАШИМ ЗАЯВКАМ ПРОВОДИМ:

  

 — Тематический литературный урок

«Драматурги...из Прибайкалья»

 

урок1

 Стоимость билета 250 рублей

 

 — Тематический литературный урок для учеников 5-7-х классов

«Солнце в аистовом гнезде»

 

Солнце в аистовом гнезде. Фото - Анатолий Бызов

Стоимость билета 150 рублей 

 

— Литературный маршрут по  Вампиловским местам в Иркутске

  

В парке осенью

 

 

 _____________________

 

«Поговорим о странностях любви...»

Авторский подкаст Галины Солуяновой

на канале PodFm и Soundcloud

 

    _________________________________  

    Cultur38_Logo-01     

Президентский фонд культурных инициатив

banner-190x50