Фотоотчет Анатолия Бызова. Газета «Культура» опубликовала интервью с актрисой и режиссером Театра Олега Табакова Алёной Лаптевой. Спектакль «Старший сын», открывший новый театральный сезон «Табакерки», — её режиссерская работа. Интервью доступно по ссылке.
Празднование дня рождения Театра юного зрителя им. А. Вампилова
Эти картины магические.
Поздравляем Анатолия Бызова!
Празднуем отличной компанией
Вампилов на Ближнем Востоке
Дорогие мужчины
Групповые экскурсии
Все люди братья — вечная тема. Но в жизни, увы, так не бывает»
«Театр Олега Табакова выпустил подряд две премьеры: «Старшего сына» по пьесе Александра Вампилова на сцене на Чистых прудах и «И никого не стало» по Агате Кристи на Сухаревской. Для актрисы «Табакерки» Алены Лаптевой сентябрь выдался горячим: «Старший сын» — ее режиссерская работа, а во втором спектакле, поставленном худруком театра Владимиром Машковым, она играет одну из главных ролей.
Пьеса Вампилова давно стала театральной классикой, но интерес к ней не угасает: что-то в этой пьесе заставляет режиссеров возвращаться к ней снова и снова. Два молодых человека, опоздав на последнюю электричку, в поисках ночлега звонят в дверь первой попавшейся квартиры. Чтобы их оставили переночевать, один из них представляется сыном хозяина, о котором тот не подозревал. Хозяева квартиры ему верят и принимают парней, в прямом смысле слова, как родных. Так у отставного музыканта Сарафанова появляется старший сын, а у его детей — старший брат. Новоиспеченный «сын» Бусыгин даже не подозревает, сколько сюрпризов ему готовит этот легкомысленный и отчаянный ночной визит.
Пьесу «И никого не стало» Агата Кристи написала по мотивам своего детективного романа, ставшего одним из самых известных в мире — «Десять негритят». Его сюжет знаком почти каждому: десять человек приглашены в особняк на острове, где неизвестный мститель карает их за прошлые преступления: от возмездия не уйти никому, а цепь событий приведет к финалу, которого никто не ожидает.
Двойная премьера стала для «Культуры» поводом поговорить с актрисой «Табакерки» Аленой Лаптевой.
— Алена, «Старшего сына» вы ставите уже второй раз: вы репетировали спектакль с четверокурсниками Школы Олега Табакова и даже успели сыграть премьеру до карантина. Владимир Машков решил, что спектакль достоин оказаться на сцене Табакерки. Кто перешел в него из студенческой постановки?
— Сергей Васильевич Беляев (преподает в Школе Олега Табакова. — «Культура»), который играет Сарафанова, и еще Сева Смышников, выпускник Школы.
— Сергей Беляев сразу согласился на эту роль? Непросто, наверное, решиться сыграть Сарафанова после Евгения Леонова в фильме Виталия Мельникова?
— Любая роль такого масштаба предполагает, что тебя будут сравнивать с кем-то из великих артистов. У меня самой было много таких ролей в спектаклях нашего театра — и в «Старшей сестре», и в «Женитьбе». По этим пьесам, как вы знаете, были сняты два знаменитых советских фильма, причем «Женитьбу» тоже поставил Мельников. Сергей Васильевич мне доверился, да.
— В фильме, снятом во время репетиций в Школе Олега Табакова, вы говорили, что «Старший сын» для вас — история о том, как чужой человек может стать близким и родным. Эта тема давно с вами или возникла, когда вы начали репетировать?
— В этой пьесе очень много тем, за которые можно зацепиться. Что лучше — горькая правда или сладкая ложь, отцы и дети, и прочее, и прочее. Но мне помог определиться как раз Сергей Васильевич, который вдруг спросил меня: «Сарафанов — хороший музыкант или плохой? Почему он не может закончить свою ораторию? Я думала, думала над этим, и ночью меня осенило. Если помните, оратория, которую пишет Сарафанов, называется «Все люди — братья». В жизни это не так, мы на самом деле хотим этого, но это не так. Оратория — это его идеальный мир, в котором он бы хотел жить и в который он стремится, но к сожалению, никогда в него не попадет, поэтому его оратория никогда не будет закончена. Она будет завершена только тогда, когда мы все действительно станем друг другу братьями и сестрами.
— Но там все идеалисты, кроме, может быть, Сильвы, приятеля главного героя, но и он сентиментальный товарищ.
— И он тоже, конечно, идеалист. Тут вопрос, кто чего хочет в этой пьесе. У каждого из персонажей есть свое «хочу». Сарафанов хочет быть отцом, Нина хочет быть женой, так же как и Макарская. Васенька хочет стать мужчиной, доказать, наконец, свою состоятельность. Бусыгин ищет отца. Сильва, на мой взгляд, это персонаж, который ищет друга. Он об этом говорит: «Мы будем друзьями». Но, к сожалению, поступки, которые он совершает, к дружбе его не приводят. Там вот что интересно, в этой пьесе: они же оба главные герои, Бусыгин и Сильва. Другое дело, что ночь в разговорах с отцом поменяла Бусыгина.
— Считается, что пьесы Вампилова не удаются ни в кино, ни в театре, потому что слишком много заложено между строк. Вы чувствовали эту сложность?
— Что не все возможно выразить? Я и говорю, здесь такое количество тем, что хочется за каждую схватиться и довести до конца. Но приходится выбирать какую-то одну и пытаться ее открыть.
— У вас была задача воспроизвести время, точно попасть в середину шестидесятых?
— У меня не было такой задачи, потому что у этой пьесы нет времени. Там, конечно, есть привязки к времени, от них уйти невозможно. Мы все равно должны их соблюдать. А тема — вечная. «Все люди братья» — это вечная тема. И вот это сарафановское отношение к людям, за которое жена называла его блаженным, тоже не связано с каким-то временем. Он же произносит грандиозную реплику в финале: «Все это не имеет никакого значения, потому что вы все мои дети и я люблю вас». Это самое главное. То есть он любит всех. Таких людей в мире единицы.
— У пьесы нет времени, но все-таки ее герои — шестидесятники, которых мы сейчас воспринимаем как неисправимых романтиков. Как вы считаете, сейчас могла бы произойти такая история?
— Да, конечно, если бы нашелся такой герой, как Сарафанов.
— Вот я как раз об этом. Есть ли сейчас такие люди?
—Наверняка есть. Но тут вопрос в том, что большинство из тех, кто скажет: «Я бы мог принять другого человека!», на самом деле этого не делают. На словах мы все н а это способны. Ну так, в общих чертах. Но если ты действительно так считаешь, если ты действительно такой человек, почему ты не сделал этого раньше?
— Говорят, что в вашем театре к Олегу Павловичу Табакову многие относятся как к отцу. Может быть, поэтому в спектаклях так часто возникает семейная тема: «Старший сын», «Старшая сестра».
— Это правда. Так и есть.
— Когда вы пришли в театр, вам было сложно в эту семью войти?
— Я всегда хотела работать только в этом театре. Никакого другого театра для меня не существовало. Мне кажется, все, кто учился у Олега Павловича Табакова, говорят на одном языке. А людям, которые говорят на одном языке, легче друг с другом договориться.
— Вы ведь из рижской группы. Не расскажете, как познакомились с Олегом Павловичем?
— Я училась в рижской театральной студии и вместе со всеми поехала в Москву поступать в театральный вуз. Не знала, что Олег Павлович приедет набирать студентов в Ригу. Подала документы во все училища сразу, где-то прошла во второй тур, где-то в третий, параллельно сдавала школьные экзамены в Риге. Помню, кто-то на вокзале ко мне подбегает из наших студийцев и говорит: «Иди быстрей, в Русской драме Олег Табаков набирает студентов, мы тебя записали». Я с поезда пришла в Русский драматический театр, подала документы. Мы шли по пять человек, пятерками, и никто, конечно не ждал, что там нас ждет Олег Павлович. Говорим: «Да ладно! Табаков приехал в Ригу нас тут смотреть». Нам говорят: «Да точно!» Открывается дверь. Действительно, сидит Табаков. Господи боже мой! Я что-то прочитала, басню, прозу, стихотворение. Он говорит: «Иди сюда». Я подошла, он пощупал пульс, говорит: «Иди, садись».
— У вас в сентябре было две премьеры подряд: сначала «Старший сын», а на следующий день «И никого не стало» по пьесе Агаты Кристи. Там у вас, в общем-то, та же тема, только вывернутая наизнанку. Вы играете Эмили Брент, которая попала в число «десяти негритят» за то, что выгнала из дома беременную служанку, по сути этим погубив ее. Эта женщина лишена любви во всех смыслах. Она не вызывает любви и никого не любит сама.
— Ей кажется, что она любит, но это не так. Это как раз к разговору о том, что либо я говорю, либо делаю. Я понимаю, что в любой ситуации нужно не говорить, а действовать. Во мхатовском спектакле «Год, когда я не родился» по пьесе Розова «Гнездо глухаря», у меня была маленькая-маленькая роль, я играла переводчицу, и мы с Олегом Павловичем пересекались на сцене. Я всегда сидела, смотрела на него и думала: это просто невероятно, какой он живой. Вот там и прозвучала реплика, которую я все время слышу: «Человека судят по поступкам, а не по болтовне». Самая важная цитата в моей жизни. Олег Павлович и сам был человеком действия.
— То есть вы своей героине не адвокат?
— Поступок, который она совершила, не поддается оправданию. Ужас в том, что она не совершила убийство напрямую, и поэтому ей кажется, что она права. Но можно ведь и словом убить. Так что она получила то, что заслужила.
— Пьесу Агаты Кристи знаю наизусть, но во время спектакля не раз чувствовала напряжение, как в хорошем триллере. Как вам удалось этого добиться?
— Как говорит Владимир Львович (Машков. — «Культура»), способ актерского существования всегда один — правдоподобие чувств, искренность страстей, вне зависимости от жанра.
— Вы ведь впервые встретились в этой постановке с Машковым как с режиссером? Как он работает с артистами?
— Блестяще. Замечательно. Владимир Львович растворяется в артистах и репетирует с ними с любовью. Это потрясающе, у тебя ни на секунду нет никакого зажима, страха, это просто грандиозно. У меня абсолютное, стопроцентное доверие к этому человеку.
— Два спектакля выпускались одновременно, это огромная нагрузка. Как вы это пережили? Где силы берете?
— В радости от того, чем мы занимаемся.
— Веселенькое дело, как говорил Олег Павлович?
— Конечно. А что грустить-то?»
|
АФИША СОБЫТИЙ _________________________________
2023 ГОД
МАРТ
4 марта в 12:00 Творческая встреча «Слово о Вампилове» для учеников
7 март в 13:00
Творческая встреча «Слово о Вампилове» для студентов КБГУ
7 март в 14:00 Творческая встреча «Слово о Вампилове» для сотрудников Банка России
9 марта Цикл встреч «Слово о Вампилове» в г.Черемхово
23 марта в 15:00 Творческий вечер с Анастасией Зверьковой в рамках проекта «Восхождение»
27 марта в 15:00 Международный день театра. Творческий вечер с Евгением Алёшиным в рамках проекта «Мастера»
Торжественный финал конкурса «ЛИК. Дмитрий Сергеев» (дата уточняется)
Премьера фильма «Помним. Счастливы…» (дата уточняется)
Премьера фильма «Помним. Счастливы…» в Кутулике (дата уточняется)
Весь март: К премьере оперы «Старший сын»: совместный проект Иркутского областного музыкального театра им. Н.М.Загурского и Центра А.Вампилова для молодежи (по программе «Пушкинская карта»)
Каждый день по будням «Слово о Вампилове» и экскурсии в Центре По предварительной записи
АПРЕЛЬ
Вечер, посвящённый 95-летию Виталия Венгера (дата уточняется)
10-15 апреля Серия встреч в Усть-Илимске «Билет на Усть-Илим»
Весь апрель: К премьере оперы «Старший сын»: совместный проект Иркутского областного музыкального театра им. Н.М.Загурского и Центра А.Вампилова для молодежи (по программе «Пушкинская карта»)
Каждый день по будням «Слово о Вампилове» и экскурсии в Центре По предварительной записи
МАЙ
11 мая День рождения Культурного центра Александра Вампилова
Весь май: К премьере оперы «Старший сын»: совместный проект Иркутского областного музыкального театра им. Н.М.Загурского и Центра А.Вампилова для молодежи (по программе «Пушкинская карта»)
Каждый день по будням «Слово о Вампилове» и экскурсии в Центре По предварительной записи
СОБЫТИЯ ЦЕНТРА А.ВАМПИЛОВА - 2023
Телефон для записи на экскурсии и события 8 (3952) 20-39-74
Билеты можно приобрести по «Пушкинской карте»
Каждый четверг
__________________ ПРОГРАММА «КУЛЬТУРА ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ»
ЕЖЕДНЕВНО ПО БУДНЯМ с 10 до 16.00 экскурсии в Центре А. Вампилова и «Слово о Вампилове»
ПО ВАШИМ ЗАЯВКАМ ПРОВОДИМ:
— Тематический литературный урок «Драматурги...из Прибайкалья»
Стоимость билета 250 рублей
— Тематический литературный урок для учеников 5-7-х классов «Солнце в аистовом гнезде»
Стоимость билета 150 рублей
— Литературный маршрут по Вампиловским местам в Иркутске
_____________________
«Поговорим о странностях любви...» Авторский подкаст Галины Солуяновой на канале PodFm и Soundcloud _________________________________ |