
Фотоотчет Анатолия Бызова. Сегодня Центр А.Вампилова поздравляет драматурга и прозаика Людмилу Разумовскую с юбилеем! К Людмиле Разумовской у нас особо трепетное отношение. В далеком 2013 году она стала нашей гостьей: для нее это был первый визит в Иркутск, а для нас – один из первых больших приемов. Вместе с Людмилой Николаевной мы побывали на родине Вампилова в поселке Кутулик, посетили и Камень-символ на Байкале и, конечно, провели несколько творческих встреч в Иркутске. Главное впечатление от общения с гостьей из Санкт-Петербурга – удивление от несоответствия ее нежного внешнего облика восхитительной женщины с твердостью внутреннего стержня. У Людмилы Николаевны совершенно особенный взгляд на мир и на правду. Ее убеждения четко прослеживаются в произведениях – начиная с пьес и заканчивая серьезными многостраничными историческими романами. На встрече в Кутулике один мальчишка спросил Людмилу Разумовскую, как же ему и его сверстникам вырасти хорошими людьми? Людмила Николаевна ответила: «Берегите свою чистоту». Мы благодарим Людмилу Николаевну за творчество, за смелость, за важные мысли и пожелания, которые слышим от нее в переписке. И поздравляем с юбилеем! Предлагаем вашему вниманию небольшую подборку фотографий: встречи на байкальской земле, книги Людмилы Разумовской в библиотеке Центра и автограф на «Стене признательности». Также публикуем биографический очерк о жизни и творчестве писателя, подготовленный научным сотрудником Центра Артемов Глебовым. Творческий путь драматурга Людмилы Разумовской Драматург Людмила Разумовская мечтала стать актрисой и несколько раз пыталась поступить на актёрский факультет Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии (нынешнего Российского государственного института сценических искусств). Однако все попытки были неудачны – в отличии от успешно сданных ею экзаменов на театроведческий факультет этого же ВУЗа. Родители Людмилы Николаевны были участниками Великой Отечественной войны, отчим – офицер, в связи с чем её детство проходило в переездах по разным городам СССР. Но любовь к литературе, а в частности и к драматургии, была у Людмилы Николаевны с детства, а раскрылась как раз-таки в студенчестве. Драматургию она считала своим признанием: ещё в институте любимыми предметами были история театра и драматический анализ. Это увлечение было с охотой поддержано друзьями Людмилы Николаевны, а дальнейшему творческому росту способствовало участие в драматургической мастерской Игнатия Дворецкого при Ленинградском Всероссийском театральном обществе. Именно благодаря мастерской первые пьесы Людмилы Николаевны стали известны в театральных кругах – их читали и рекомендовали режиссёрам, но до постановок долгое время не доходило. К примеру, её первая пьеса «Под одной крышей»заинтересовала главного режиссёра и художественного руководителя Ленинградского театра им. Ленсовета Игоря Владимирова, но поставлена она была лишь спустя 9 лет после написания – в 1986 году. Первая постановка пьесы Людмилы Николаевны произошла за пределами РСФСР– в Таллине. В 1981 г.«Дорогая Елена Сергеевна» шла в Молодёжном театре Эстонии на эстонском языке. На первых порах пьеса была тепло принята и зрителями, и критиками. Уже в 1982 г. её поставили в ленинградском Ленкоме, а после статьи Виктора Розова, советского драматурга и сценариста, в «Литературной газете» пьесу расхватали все театры СССР. Однако, уже в 1983 г. по распоряжению Министерства культуры она исчезла с театральных афиш. Как вспоминает сама Людмила Разумовская, «Сняли с репертуара после разгневанного письма учительниц из Уфы... <…> Вероятно, речь шла об очернении советской школы и вообще всей советской действительности...»[1]. Этому предшествовал ряд «доносов»: «Всякое начальство делало свои замечания, когда их оказывалось слишком много, пьесу «не литовали», а спектакль «не принимали». В результате пьеса даже «удостоилась» обсуждения на Секретариате ЦК КПСС, где её назвали «ущербной в идейном отношении», решив запретить, ибо «она не поддается переработке» [1]. Театры вернутся к «Дорогой Елене Сергеевне» только во второй половине 80-х гг. Тогда же Эльдар Рязанов снимет по пьесе фильм с Мариной Нееловой в главной роли – ведь за годы запрета пьеса ничуть не утратила своей актуальности и популярности. Всем следующим пьесам этого периода придётся буквально пробиваться на сцену сквозь цензуру и чиновничьи правки. Например, Министерство культуры РСФСР потребовало внести в пьесу«Сад без земли» 169 правок, включая смену названия на «Сёстры», чтобы она смогла выйти на малой сцене Большого драматического театра им. Горького, и то лишь с помощью главного режиссёра Г. А. Товстоногова. В конце 80-х пьесы Людмилы Николаевны возвращаются в театр: «Медею» и лирическую драму «Владимирская площадь» ставят в «Приюте комедиантов»; «Дорогая Елена Сергеевна», хоть и во второй редакции, но возвращается в Молодежный театр на Фонтанке; пьесой «Домой!» открывается Театр под руководством Светланы Крючковой; Театр Балтийского флота ставит «Бесприданника». Тогда же снимаются и фильмы: к уже упомянутой картине Рязанова добавились «Переступить черту» Юрия Колтуна и «Бродячий автобус» Иосифа Хейфица. В тот же период определился и лейтмотив всего творчества Людмилы Николаевны – в нём отразились перемены жизни людей и общества СССР в эпоху перестройки и последующими за ними 90-ми. По сути, герои её пьес, люди и их семьи, представляют собой срез советского общества в эти непростые годы. Ведь «счастливого советского времени» уже нет – ему на смену пришло тяжелое время, где каждый пытается выжить, как может. В 1990-х пьесы Людмилы Николаевны с успехом играют не только в театрах России – их ставят в Германии, Греции, Испании, Китае, Польше, Франции, Финляндии, Швейцарии, Швеции и других странах – вот неполная география постановок, которая ежегодно растет. Помимо этого, всё отчетливей звучат христианские идеи, бывшие в её творчестве и ранее, ведь «духовное обнищание» человека стало явлением вполне обычным, по мнению автора. Это и пьеса «Владимирская площадь» о двух немолодых уже людях, оказавшихся в конце жизни буквально на паперти, и пьеса «Домой!», в которой содержится история о беспризорниках, переживающих не только материальное, но и моральное падение. Драматург не зацикливается на бытовых и духовных проблемах лишь этого времени и этой страны. Пьеса «Ваша сестра и пленница» переносит нас в XVI в. и даёт возможность взглянуть на историю Марии Стюарт и Елизаветы I. Это история двух великих женщин и их выбора пути к своему счастью. Одна из них выбирает любовь, вторая – карьеру. По мнению Р. Кречетовой, «О чем бы ни рассказывала Л. Н. Разумовская – о далеких ли судьбах Медеи, Марии Стюарт, о сегодняшних ли женщинах, погруженных в узнаваемый нынешний быт, она пишет непременно и о себе… Ее творчество (как это было всегда в литературе подлинной) сопряжено со страданием. С постоянным стремлением преодолеть зло действительности в собственном сознании, в собственной житейской истории. Реальная боль становится предпосылкой художественной гармонии» [2]. Следующий этап творчестваЛюдмилы Николаевны раскрывается пьесой «Французские страсти на подмосковной даче». «Техника драматического письма у Разумовской великолепна. В русской драматургии посл. трети XX в. таких мастеров всего два: Александр Вампилов и Людмила Разумовская. Я о качестве, а не о схожести<…> “Французские страсти”– пьеса, насладиться которой можешь лишь в том случае, когда разберешься, как она сделана. Тогда к эмоциональному удовольствию добавится еще и интеллектуальное…», – писал журналист Борис Тух [3]. В этой пьесе драматург прибегает к сатире современных реалий, ранее не свойственной её творчеству. В эти годы автор участвует в работе драматургической лаборатории и Всероссийского объединения «Творческие мастерские» при Санкт-Петербургском отделении Союза театральных деятелей России. Позже – в работе драматургической секции Санкт-Петербурга, при которой был создан театр-клуб «Русские драматурги» и организованы читки пьес. Творчество Людмилы Разумовской не ограничивается лишь драматургией. В 2010-х гг. печатаются её романы «Русский остаток»и «Апостасия». Но всё-таки в первую очередь, Людмила Николаевна – драматург, один из лучших конца XX в. Список источников и литературы 1. Л. Н. Разумовская, «Вспомните, как мучился Раскольников...». Интервью газете «Невское время». URL: https://nvspb.ru/2007/04/06/lyudmila_razumovskaya_vspomnit-35965 2. Л. Н. Разумовская, Сад без земли. Ваша сестра и пленница. Предисловие Риммы Кречетовой. «Фонд русской поэзии», М., 2004 г., 800 с. 3. Б. И. Тух. Роман с театром. Издательство «Александра», Таллин, 2002 г., 196 с. 4. Биография Л. Н. Разумовской, «Агентство ФТМ, Лтд». URL: http://www.litagent.ru/clients/author/300 5. Биография Л. Н. Разумовской, Википедия, свободная энциклопедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki Разумовская,_Людмила_Николаевна 6. «Две королевы» в Иркутске. Музыкальный театр готовится к мировой премьере. Иркутский музыкальный театр им. Н. П. Загурского. URL: https://imt38.ru/news/show/514.html 7. Энциклопедический словарь «Литераторы Санкт-Петербурга. XX век». Книжная лавка писателей. URL: https://lavkapisateley.spb.ru/enciklopediya/r/razumovskaya-ludmila
Празднование дня рождения Театра юного зрителя им. А. Вампилова
Эти картины магические.
Поздравляем Анатолия Бызова!
Празднуем отличной компанией
Вампилов на Ближнем Востоке
Дорогие мужчины
Групповые экскурсии
«Берегите свою чистоту»
|
АФИША СОБЫТИЙ _________________________________
2023 ГОД
МАРТ
4 марта в 12:00 Творческая встреча «Слово о Вампилове» для учеников
7 март в 13:00
Творческая встреча «Слово о Вампилове» для студентов КБГУ
7 март в 14:00 Творческая встреча «Слово о Вампилове» для сотрудников Банка России
9 марта Цикл встреч «Слово о Вампилове» в г.Черемхово
23 марта в 15:00 Творческий вечер с Анастасией Зверьковой в рамках проекта «Восхождение»
27 марта в 15:00 Международный день театра. Творческий вечер с Евгением Алёшиным в рамках проекта «Мастера»
Торжественный финал конкурса «ЛИК. Дмитрий Сергеев» (дата уточняется)
Премьера фильма «Помним. Счастливы…» (дата уточняется)
Премьера фильма «Помним. Счастливы…» в Кутулике (дата уточняется)
Весь март: К премьере оперы «Старший сын»: совместный проект Иркутского областного музыкального театра им. Н.М.Загурского и Центра А.Вампилова для молодежи (по программе «Пушкинская карта»)
Каждый день по будням «Слово о Вампилове» и экскурсии в Центре По предварительной записи
АПРЕЛЬ
Вечер, посвящённый 95-летию Виталия Венгера (дата уточняется)
10-15 апреля Серия встреч в Усть-Илимске «Билет на Усть-Илим»
Весь апрель: К премьере оперы «Старший сын»: совместный проект Иркутского областного музыкального театра им. Н.М.Загурского и Центра А.Вампилова для молодежи (по программе «Пушкинская карта»)
Каждый день по будням «Слово о Вампилове» и экскурсии в Центре По предварительной записи
МАЙ
11 мая День рождения Культурного центра Александра Вампилова
Весь май: К премьере оперы «Старший сын»: совместный проект Иркутского областного музыкального театра им. Н.М.Загурского и Центра А.Вампилова для молодежи (по программе «Пушкинская карта»)
Каждый день по будням «Слово о Вампилове» и экскурсии в Центре По предварительной записи
СОБЫТИЯ ЦЕНТРА А.ВАМПИЛОВА - 2023
Телефон для записи на экскурсии и события 8 (3952) 20-39-74
Билеты можно приобрести по «Пушкинской карте»
Каждый четверг
__________________ ПРОГРАММА «КУЛЬТУРА ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ»
ЕЖЕДНЕВНО ПО БУДНЯМ с 10 до 16.00 экскурсии в Центре А. Вампилова и «Слово о Вампилове»
ПО ВАШИМ ЗАЯВКАМ ПРОВОДИМ:
— Тематический литературный урок «Драматурги...из Прибайкалья»
Стоимость билета 250 рублей
— Тематический литературный урок для учеников 5-7-х классов «Солнце в аистовом гнезде»
Стоимость билета 150 рублей
— Литературный маршрут по Вампиловским местам в Иркутске
_____________________
«Поговорим о странностях любви...» Авторский подкаст Галины Солуяновой на канале PodFm и Soundcloud _________________________________ |