
Фотоотчет Анатолия Бызова. «На сцене все должно работать, видоизменяться, взаимодействовать, переносить нас в другие области сознания. Окунать во временные, исторические, географические процессы, события и климаты. Здесь своя, правда, если угодно, правда над правдой...» Премьера этого спектакля на сцене нашего театра вызвала живой отклик зрителей. Ее обсуждали, о ней спорили. Я решила побеседовать с режиссером спектакля и подробнее выяснить его замысел и задачи, которые он поставил в процессе творческой работы. - Дмитрий, расскажите, чем вас привлекла пьеса Вампилова «Старший сын»? - Александра Вампилова по праву можно считать одним из лучших драматургов советского периода, своего рода вторым Чеховым. Мне трудно вспомнить какого-нибудь режиссера, или актера, который был бы равнодушен к произведениям этого автора и не обращался бы в своей творческой биографии к драматургии Вампилова. В другом городе, в другом театре, в другое время, я бы скорее отдал предпочтение «Утиной охоте». А тут, что-то нашептало, география подтолкнула, прилив молодых сил в труппу продиктовал, да и отсутствие классики подобного уровня в репертуаре театра способствовало взяться за эту пьесу. Еще захотелось что-то важное и своим родителям сказать через эту работу. Исповедаться что ли? Отправить телеграмму благодарности своего рода за все, что они сделали для меня. На самом деле я очень люблю Вампилова. Это глубинный драматург. В его произведениях есть все для спасения души человека и «Старший сын» не исключение, несмотря на то, что это первая пьеса автора [«Старший сын» - вторая пьеса Александра Вампилова, первая - «Прощание в июне» - прим.Центра А.Вампилова]. У хорошего драматурга не бывает одной темы в произведении, и в вампиловских пьесах, соответственно, множество поводов, вплоть до библейских мотивов, о которых хочется и необходимо говорить с людьми всегда. Это не может не привлекать режиссера. - Согласны ли вы с тем, что автор определил свою пьесу, как комедию? - Абсолютно. Предвосхищая ваш следующий вопрос, и чеховская «Чайка», и «Вишневый сад» - тоже согласен, что комедии. Но, надо понимать, что комедия, как вид драмы, не исключает серьезного и печального, соотношения драматического с комическим, грустного со смешным. Если, вы об этом пытаетесь меня спросить? Другой вопрос, что режиссер вправе решить ту или иную пьесу в любом жанре в зависимости от трактовки. - В течение 40 лет «Старшего сына» ставили во многих театрах страны, был и художественный фильм… Знакомы ли вы с другими постановками? Учитывали ли вы их в работе? - Да, к этому материалу обращались фактически все театры страны в разное время, да и на западе Вампилова ставили не редко. Разумеется, мне доводилось видеть постановки «Старшего сына», но честно говоря, не много спектаклей я смотрел по этой пьесе. По Вампилову достаточно видел работ, а вот на «Сына» как-то не стремился попасть. Мне больше перечитывать нравилось, получать, какие-то собственные впечатления. Я и фильм-то смотрел в юности и не пересматривал потом, больше как-то «Отпуск в сентябре» из-за Олега Даля. Бесспорно, прекрасные актеры снимались в этой картине, но какая-то советская «причессанность», что ли, не влюбляла меня в эту картину. Не хотелось к ней возвращаться. Так же и с постановками, на раннем пути потрясений не возникло, а потом уже пропускал это название в репертуарах того или иного театра. Попадал на спектакли больше по случаю. Вот, например, в том году смотрел «Старшего сына» Тбилисского грибоедовского театра и то, потому, что хотелось увидеться с моими кавказскими друзьями, с которыми я работал в Грузии. В общем, пьеса и сам Вампилов не в чьем-либо авторстве, мне давали больше. Сейчас, когда поставил сам, понимаю, что не случайные были у меня такие долгие и скучные отношения с этим материалом. Что-то свое накапливалось, отсеивалось, вынашивалось. Пьеса не банальная, нельзя за нее браться с «холодным носом», без личной внутренней рифмы, потребности что ли и какого-то созвучного надлома этой теме. Сам Вампилов ведь писал свою жизнь, не от головы сочинял, не придумывал этих персонажей. Поэтому и пьеса подпускает и открывается во всей своей глубине и бездне чувств «потерпевшим в ночи крушенье». Режиссер Виталий Мельников, пригласил в качестве композитора для своей кинокартины легендарного Олега Каравайчука, который отказался писать музыку для фильма, а посчитал, что именно Рахманинов большее отвечает духу картины. Мельников прислушался к Каравайчуку и в фильме звучит прелюдия № 5 соль-минор (ор. 23) Сергея Рахманинова. Прислушался к чему-то и Каравайчук и не стал писать музыку, тоже интересные и парадоксальные отношения возникли с Вампиловым. Таких историй и примеров множество, я просто пытаюсь сказать, что с великими произведениями всегда происходят необъяснимые и порой мистические вещи. Поэтому и в моем случае встречи с постановками по «Старшему сыну» были не впечатляющими и с экранизацией не сложилось. Что-то уберегало, готовило меня для своего «Сына», не отвлекало по жизни. Есть спектакли, после которых и не хочется браться за тот или иной материал, или наоборот рвешься свое виденье воплотить по той же пьесе. Но, тут получилось так. Поэтому, учитывать мне пока нечего было, кроме личных переживаний и собственного взгляда на эту историю. А те спектакли, которые я бы хотел посмотреть - Ефима Падве, Игоря Владимирова, уже, увы, не увидеть. Да, Константина Богомолова надо бы посмотреть «Старшего сына». - Что нового вы, как режиссер привнесли в постановку? - Это уже дело критиков и театроведов разбирать, выискивать, анализировать спектакль. Ну, в конце концов, зрителей. Мне, как-то неловко говорить о своих находках, решениях тех, или иных сцен, а уж, тем более, как о каком-то «новом сценическом явлении». Мало того, цели в отношении этого материала, как бы сделать его каким-нибудь модерновым, или гротескным, например, естественно не было. Мне как раз важно было не перегнуть в «режиссерских приемах» и образных решениях, чтобы сохранить, или добыть «живой театр», чтобы он попадал и заставлял сопереживать представителей каждого поколения, а не ценителей формы и трюков. Такая пьеса, она сильнее всех аттракционов, ими можно вспугнуть, или задушить главное и очень ранимое в ней. Другой вопрос, что всей этой истории и картине придалось вполне современное звучание, и сценографии, и актерскому способу существования, и атмосфере, и решению костюмов (хотя, они повторяли эпоху 70-х) и т.д. Но, это естественно, это должен преследовать драматический театр. Оно нас не уводит в иные времена, а напротив, соединяет, прокладывает мост к той или иной эпохи, строю, быту, укладу, взаимоотношениям и т.п. В которые невозможно проникнуть и переселиться по средствам «музейной» буквальной реконструкции. Вот интересный факт. Все местные СМИ, да и публика тотально стремились сравнить этот спектакль с фильмом Мельникова. Такое ощущение, что все были только этим и озадачены, не знаю, чем больше, увидеть сходство и успокоиться, или же порадоваться и лишний раз удивиться драматургическим безбрежным вампиловским горизонтам и самостоятельному, собственному взгляду на театр?! Было чувство, что мы поставили «Здравствуйте, я ваша тетя», или «Ирония судьбы…». Или же «Покровские ворота» и именно по фильму Михаила Казакова, а не по пьесе Л. Зорина, а в данном случае не по пьесе Вампилова, которая, мне кажется, сильнее и громче стократ. Я, конечно, все понимаю, известная картина и т.д. Но, странно, что такая тенденция стереотипа превалировала в отношении театра вообще. Одна журналистка из газеты «МП» в своей рецензии на мой спектакль, так же почти посвященной «фильму» и подробному школьному пересказу сюжета этой истории, а не увиденному спектаклю, написала: «от сюжета не отступил…», или что-то в этом духе, одобрительное. Но, никто не обратил внимания, что в спектакле, драматургически существенно изменена линия Макарской и соответственно отсюда Васеньки, что делает совсем иной финал этой истории и спектакля, с принципиальным акцентом на «семью», а не на любовь. Что продлена линия соседа Сарафанова, и даже придумано несколько сцен возникающих рефреном по спектаклю, усиливая образ, той же Макарской, усугубляя ее положение. Что введен, еще один персонаж (эпизодический, но яркий и не случайный), которого нет в пьесе, да и в фильме. Присутствие двух Кудимовых, тоже, видимо не показалось отличным от кинокартины. И еще ряд нюансов, значительных и не очень, но, тем не менее, не замеченных остались в погоне за сравнением с экранизацией. А может, просто пьесу «давно читали»! Но статья написана с материнской любовью, видимо Вампилов сделал свою магическую работу и всех породнил. Вот, кстати эти моменты новые, пожалуй, хотя, мне кажется это все на поверхности и каждый режиссер, что-то свое находит при погружении в материал и в работу, и включает потом в спектакль. А от чего-то отказывается, как и мы отказались в процессе от еще нескольких найденных сцен. - Многие зрители, выходя после премьеры, отмечали сценографию, как неожиданную для этого произведения… - А какая, возникает вопрос, ожидаемая - точная копия ландшафта «Новомыльниково», или кадры из фильма ожидали увидеть на расписанном заднике? На самом деле театр призывает и провоцирует воображение за счет условности и не только конечно. Он сознательно уходит от иллюстрации, тем сам не ограничивая зрителя и не лишая его увидеть и почувствовать собственную жизнь в сценическом пространстве. Театр не кино, не живопись, и в то же время и кино, и живопись, и музыка, и еще много каких видов присутствует в театре, как средств, театр - синтетическое искусство. И художественный образ спектакля, это ассоциативная модель той, или иной среды, жизни и т.д. Иногда это просто пустое пространство, в котором можно творить чудеса. На сцене все должно работать, видоизменяться, взаимодействовать, переносить нас в другие области сознания. Окунать во временные, исторические, географические процессы, события и климаты. Здесь своя, правда, если угодно, правда над правдой. Зритель сам не рад, когда его пытаются купить нагромождением «красивых» статичных декораций, не оставляя ему возможности соучаствовать и дорисовывать ту среду, о которой он знает, может быть, больше. Поверьте, когда есть актер на сцене, ты не рассматриваешь декорации, они уходят на другой план. Если актера нет, то никакие номера и фокусы не спасут. Хороший художник-сценограф создает, как бы «невидимый мир», но без которого ты уже не представляешь этой истории. Также и с музыкой в спектакле. Как создавал Артемьев музыку для фильмов Тарковского, течет река и вроде ничего не вылезает, а между тем там и флейты звучат и еще всякие перкуссионные и электронные звуки вплетены. Вот в оперном искусстве, там не последнюю роль играют декорации, там другие законы, но не в драматическом театре. В общем, это сложная тема. По крайней мере, я не встретился с мнением, чтобы кому-то мешала, или, как-то уводила в иную историю художественная часть спектакля. Может быть, просто действительно зритель в Магадане за последние годы отвык от театрального языка. И это не беспочвенно, на самом деле. - Как прошла премьера, на ваш взгляд? Принял ли зритель постановку? - Зал реагировал. Зрители плакали, смеялись. На пятнадцатой минуте показа, говорят многие, что перестали сравнивать с фильмом: «это уже не Боярский, это не Леонов… и все убедительно, история не проигрывает…все по-новому как-то…», наверно, этот критерий можно тут принять как своего рода комплимент. На самом деле премьера прошла бурно, на хорошей эмоциональной волне, в каком-то правильном и чувственном контакте со зрителем и в плане юмора и относительно драматических мотивов. Мне кажется, спектакль приняли, судя по отзывам и растущему интересу в городе к нему. И что, особенно важно для нас, всеми возрастными категориями. - Останется ли «Старший сын» в репертуаре? - Да, конечно, уже остался. - Возможно ли, что этот спектакль увидят зрители районов Колымы? Обсуждался вопрос гастролей? - Да, обсуждался. Мы с актерами очень на это надеемся.
Празднование дня рождения Театра юного зрителя им. А. Вампилова
Эти картины магические.
Поздравляем Анатолия Бызова!
Празднуем отличной компанией
Вампилов на Ближнем Востоке
Дорогие мужчины
Групповые экскурсии
«Правда над правдой...»
|
АФИША СОБЫТИЙ _________________________________
2023 ГОД
МАРТ
4 марта в 12:00 Творческая встреча «Слово о Вампилове» для учеников
7 март в 13:00
Творческая встреча «Слово о Вампилове» для студентов КБГУ
7 март в 14:00 Творческая встреча «Слово о Вампилове» для сотрудников Банка России
9 марта Цикл встреч «Слово о Вампилове» в г.Черемхово
23 марта в 15:00 Творческий вечер с Анастасией Зверьковой в рамках проекта «Восхождение»
27 марта в 15:00 Международный день театра. Творческий вечер с Евгением Алёшиным в рамках проекта «Мастера»
Торжественный финал конкурса «ЛИК. Дмитрий Сергеев» (дата уточняется)
Премьера фильма «Помним. Счастливы…» (дата уточняется)
Премьера фильма «Помним. Счастливы…» в Кутулике (дата уточняется)
Весь март: К премьере оперы «Старший сын»: совместный проект Иркутского областного музыкального театра им. Н.М.Загурского и Центра А.Вампилова для молодежи (по программе «Пушкинская карта»)
Каждый день по будням «Слово о Вампилове» и экскурсии в Центре По предварительной записи
АПРЕЛЬ
Вечер, посвящённый 95-летию Виталия Венгера (дата уточняется)
10-15 апреля Серия встреч в Усть-Илимске «Билет на Усть-Илим»
Весь апрель: К премьере оперы «Старший сын»: совместный проект Иркутского областного музыкального театра им. Н.М.Загурского и Центра А.Вампилова для молодежи (по программе «Пушкинская карта»)
Каждый день по будням «Слово о Вампилове» и экскурсии в Центре По предварительной записи
МАЙ
11 мая День рождения Культурного центра Александра Вампилова
Весь май: К премьере оперы «Старший сын»: совместный проект Иркутского областного музыкального театра им. Н.М.Загурского и Центра А.Вампилова для молодежи (по программе «Пушкинская карта»)
Каждый день по будням «Слово о Вампилове» и экскурсии в Центре По предварительной записи
СОБЫТИЯ ЦЕНТРА А.ВАМПИЛОВА - 2023
Телефон для записи на экскурсии и события 8 (3952) 20-39-74
Билеты можно приобрести по «Пушкинской карте»
Каждый четверг
__________________ ПРОГРАММА «КУЛЬТУРА ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ»
ЕЖЕДНЕВНО ПО БУДНЯМ с 10 до 16.00 экскурсии в Центре А. Вампилова и «Слово о Вампилове»
ПО ВАШИМ ЗАЯВКАМ ПРОВОДИМ:
— Тематический литературный урок «Драматурги...из Прибайкалья»
Стоимость билета 250 рублей
— Тематический литературный урок для учеников 5-7-х классов «Солнце в аистовом гнезде»
Стоимость билета 150 рублей
— Литературный маршрут по Вампиловским местам в Иркутске
_____________________
«Поговорим о странностях любви...» Авторский подкаст Галины Солуяновой на канале PodFm и Soundcloud _________________________________ |