Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A

РусскийEnglish

События
Архив:      2024   2023   Pанее

 

02.02.2021
«Берегите свою чистоту»

Сегодня Центр А.Вампилова поздравляет драматурга и прозаика Людмилу Разумовскую с юбилеем!

К Людмиле Разумовской у нас особо трепетное отношение. В далеком 2013 году она стала нашей гостьей: для нее это был первый визит в Иркутск, а для нас – один из первых больших приемов. Вместе с Людмилой Николаевной мы побывали на родине Вампилова в поселке Кутулик, посетили и Камень-символ на Байкале и, конечно, провели несколько творческих встреч в Иркутске.

Главное впечатление от общения с гостьей из Санкт-Петербурга – удивление от несоответствия ее нежного внешнего облика восхитительной женщины с твердостью внутреннего стержня. У Людмилы Николаевны совершенно особенный взгляд на мир и на правду. Ее убеждения четко прослеживаются в произведениях – начиная с пьес и заканчивая серьезными многостраничными историческими романами.

На встрече в Кутулике один мальчишка спросил Людмилу Разумовскую, как же ему и его сверстникам вырасти хорошими людьми? Людмила Николаевна ответила: «Берегите свою чистоту».

Мы благодарим Людмилу Николаевну за творчество, за смелость, за важные мысли и пожелания, которые слышим от нее в переписке. И поздравляем с юбилеем!

 

Предлагаем вашему вниманию небольшую подборку фотографий: встречи на байкальской земле, книги Людмилы Разумовской в библиотеке Центра и автограф на «Стене признательности». Также публикуем биографический очерк о жизни и творчестве писателя, подготовленный научным сотрудником Центра Артемов Глебовым.

Встреча с Людмилой Разумовской в Центре Вампилова. Фото Марины Свининой Людмила Разумовская на Байкале. Фото Центра Вампилова Людмила Разумовская в Кутулике. Фото Центра Вампилова книги Людмилы Разумовской Автограф Людмилы Разумовской Людмила Разумовская. Фото Марины Свининой - копия

 

Творческий путь драматурга Людмилы Разумовской

Драматург Людмила Разумовская мечтала стать актрисой и несколько раз пыталась поступить на актёрский факультет Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии (нынешнего Российского государственного института сценических искусств). Однако все попытки были неудачны – в отличии от успешно сданных ею экзаменов на театроведческий факультет этого же ВУЗа.

Родители Людмилы Николаевны были участниками Великой Отечественной войны, отчим – офицер, в связи с чем её детство проходило в переездах по разным городам СССР.

Но любовь к литературе, а в частности и к драматургии, была у Людмилы Николаевны с детства, а раскрылась как раз-таки в студенчестве. Драматургию она считала своим признанием: ещё в институте любимыми предметами были история театра и драматический анализ.

Это увлечение было с охотой поддержано друзьями Людмилы Николаевны, а дальнейшему творческому росту способствовало участие в драматургической мастерской Игнатия Дворецкого при Ленинградском Всероссийском театральном обществе. Именно благодаря мастерской первые пьесы Людмилы Николаевны стали известны в театральных кругах – их читали и рекомендовали режиссёрам, но до постановок долгое время не доходило. К примеру, её первая пьеса «Под одной крышей»заинтересовала главного режиссёра и художественного руководителя Ленинградского театра им. Ленсовета Игоря Владимирова, но поставлена она была лишь спустя 9 лет после написания – в 1986 году.

Первая постановка пьесы Людмилы Николаевны произошла за пределами РСФСР– в Таллине. В 1981 г.«Дорогая Елена Сергеевна» шла в Молодёжном театре Эстонии на эстонском языке. На первых порах пьеса была тепло принята и зрителями, и критиками. Уже в 1982 г. её поставили в ленинградском Ленкоме, а после статьи Виктора Розова, советского драматурга и сценариста, в «Литературной газете» пьесу расхватали все театры СССР.

Однако, уже в 1983 г. по распоряжению Министерства культуры она исчезла с театральных афиш. Как вспоминает сама Людмила Разумовская, «Сняли с репертуара после разгневанного письма учительниц из Уфы... <…> Вероятно, речь шла об очернении советской школы и вообще всей советской действительности...»[1].

Этому предшествовал ряд «доносов»: «Всякое начальство делало свои замечания, когда их оказывалось слишком много, пьесу «не литовали», а спектакль «не принимали». В результате пьеса даже «удостоилась» обсуждения на Секретариате ЦК КПСС, где её назвали «ущербной в идейном отношении», решив запретить, ибо «она не поддается переработке» [1]. Театры вернутся к «Дорогой Елене Сергеевне» только во второй половине 80-х гг. Тогда же Эльдар Рязанов снимет по пьесе фильм с Мариной Нееловой в главной роли – ведь за годы запрета пьеса ничуть не утратила своей актуальности и популярности.

Всем следующим пьесам этого периода придётся буквально пробиваться на сцену сквозь цензуру и чиновничьи правки. Например, Министерство культуры РСФСР потребовало внести в пьесу«Сад без земли» 169 правок, включая смену названия на «Сёстры», чтобы она смогла выйти на малой сцене Большого драматического театра им. Горького, и то лишь с помощью главного режиссёра Г. А. Товстоногова.

В конце 80-х пьесы Людмилы Николаевны возвращаются в театр: «Медею» и лирическую драму «Владимирская площадь» ставят в «Приюте комедиантов»; «Дорогая Елена Сергеевна», хоть и во второй редакции, но возвращается в Молодежный театр на Фонтанке; пьесой «Домой!» открывается Театр под руководством Светланы Крючковой; Театр Балтийского флота ставит «Бесприданника». Тогда же снимаются и фильмы: к уже упомянутой картине Рязанова добавились «Переступить черту» Юрия Колтуна и «Бродячий автобус» Иосифа Хейфица.

В тот же период определился и лейтмотив всего творчества Людмилы Николаевны – в нём отразились перемены жизни людей и общества СССР в эпоху перестройки и последующими за ними 90-ми. По сути, герои её пьес, люди и их семьи, представляют собой срез советского общества в эти непростые годы. Ведь «счастливого советского времени» уже нет – ему на смену пришло тяжелое время, где каждый пытается выжить, как может.

В 1990-х пьесы Людмилы Николаевны с успехом играют не только в театрах России – их ставят в Германии, Греции, Испании, Китае, Польше, Франции, Финляндии, Швейцарии, Швеции и других странах – вот неполная география постановок, которая ежегодно растет.

Помимо этого, всё отчетливей звучат христианские идеи, бывшие в её творчестве и ранее, ведь «духовное обнищание» человека стало явлением вполне обычным, по мнению автора. Это и пьеса «Владимирская площадь» о двух немолодых уже людях, оказавшихся в конце жизни буквально на паперти, и пьеса «Домой!», в которой содержится история о беспризорниках, переживающих не только материальное, но и моральное падение.

Драматург не зацикливается на бытовых и духовных проблемах лишь этого времени и этой страны. Пьеса «Ваша сестра и пленница» переносит нас в XVI в. и даёт возможность взглянуть на историю Марии Стюарт и Елизаветы I. Это история двух великих женщин и их выбора пути к своему счастью. Одна из них выбирает любовь, вторая – карьеру.

По мнению Р. Кречетовой, «О чем бы ни рассказывала Л. Н. Разумовская – о далеких ли судьбах Медеи, Марии Стюарт, о сегодняшних ли женщинах, погруженных в узнаваемый нынешний быт, она пишет непременно и о себе… Ее творчество (как это было всегда в литературе подлинной) сопряжено со страданием. С постоянным стремлением преодолеть зло действительности в собственном сознании, в собственной житейской истории. Реальная боль становится предпосылкой художественной гармонии» [2].

Следующий этап творчестваЛюдмилы Николаевны раскрывается пьесой «Французские страсти на подмосковной даче». «Техника драматического письма у Разумовской великолепна. В русской драматургии посл. трети XX в. таких мастеров всего два: Александр Вампилов и Людмила Разумовская. Я о качестве, а не о схожести<…> Французские страсти”– пьеса, насладиться которой можешь лишь в том случае, когда разберешься, как она сделана. Тогда к эмоциональному удовольствию добавится еще и интеллектуальное…»,  писал журналист Борис Тух [3]. В этой пьесе драматург прибегает к сатире современных реалий, ранее не свойственной её творчеству.

В эти годы автор участвует в работе драматургической лаборатории и Всероссийского объединения «Творческие мастерские» при Санкт-Петербургском отделении Союза театральных деятелей России. Позже в работе драматургической секции Санкт-Петербурга, при которой был создан театр-клуб «Русские драматурги» и организованы читки пьес.

Творчество Людмилы Разумовской не ограничивается лишь драматургией. В 2010-х гг. печатаются её романы «Русский остаток»и «Апостасия». Но всё-таки в первую очередь, Людмила Николаевна – драматург, один из лучших конца XX в.

 

Список источников и литературы

1. Л. Н. Разумовская, «Вспомните, как мучился Раскольников...». Интервью газете «Невское время». URL: https://nvspb.ru/2007/04/06/lyudmila_razumovskaya_vspomnit-35965

2. Л. Н. Разумовская, Сад без земли. Ваша сестра и пленница. Предисловие Риммы Кречетовой. «Фонд русской поэзии», М., 2004 г., 800 с.

3. Б. И. Тух. Роман с театром. Издательство «Александра», Таллин, 2002 г., 196 с.

4. Биография Л. Н. Разумовской, «Агентство ФТМ, Лтд». URL: http://www.litagent.ru/clients/author/300

5. Биография Л. Н. Разумовской, Википедия, свободная энциклопедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki Разумовская,_Людмила_Николаевна

6. «Две королевы» в Иркутске. Музыкальный театр готовится к мировой премьере. Иркутский музыкальный театр им. Н. П. Загурского. URL: https://imt38.ru/news/show/514.html

7. Энциклопедический словарь «Литераторы Санкт-Петербурга. XX век». Книжная лавка писателей. URL: https://lavkapisateley.spb.ru/enciklopediya/r/razumovskaya-ludmila

 

 

 

 

 

АФИША СОБЫТИЙ 

_________________________________ 

 

2023 ГОД

 

 

МАРТ

 

4 марта в 12:00

Творческая встреча «Слово о Вампилове» для учеников
8-10-х классов СОШ №11 г. Байкальска

 

 7 март в 13:00

 

 Творческая встреча «Слово о Вампилове» для студентов КБГУ

 

7 март в 14:00

 Творческая встреча «Слово о Вампилове» для сотрудников Банка России

 

9 марта

Цикл встреч «Слово о Вампилове» в г.Черемхово

 

23 марта в 15:00

Творческий вечер с Анастасией Зверьковой в рамках проекта «Восхождение»

 

27 марта в 15:00

Международный день театра. Творческий вечер с Евгением Алёшиным в рамках проекта «Мастера»

 

Торжественный финал конкурса «ЛИК. Дмитрий Сергеев» (дата уточняется)

 

Премьера фильма «Помним. Счастливы…» (дата уточняется)

 

Премьера фильма «Помним. Счастливы…» в Кутулике (дата уточняется)

 

 

Весь март: 

К премьере оперы «Старший сын»: совместный проект Иркутского областного музыкального театра им. Н.М.Загурского и Центра А.Вампилова для молодежи

(по программе «Пушкинская карта»)

 

 

Каждый день по будням

«Слово о Вампилове» и экскурсии в Центре 

  По предварительной записи

 

 

 

АПРЕЛЬ

 

Вечер, посвящённый 95-летию Виталия Венгера (дата уточняется)

 

10-15 апреля

Серия встреч в Усть-Илимске «Билет на Усть-Илим»

 

Весь апрель: 

 К премьере оперы «Старший сын»: совместный проект Иркутского областного музыкального театра им. Н.М.Загурского и Центра А.Вампилова для молодежи

 (по программе «Пушкинская карта»)

  

  Каждый день по будням

 «Слово о Вампилове» и экскурсии в Центре 

   По предварительной записи

 

 

 

МАЙ

 

11 мая 

День рождения Культурного центра Александра Вампилова

 

Весь май: 

 К премьере оперы «Старший сын»: совместный проект Иркутского областного музыкального театра им. Н.М.Загурского и Центра А.Вампилова для молодежи

 (по программе «Пушкинская карта»)

 

  Каждый день по будням

  «Слово о Вампилове» и экскурсии в Центре

По предварительной записи

 

 

 

СОБЫТИЯ ЦЕНТРА А.ВАМПИЛОВА - 2023

 

Телефон для записи на экскурсии и события 8 (3952) 20-39-74

 

Билеты можно приобрести по «Пушкинской карте» 

   

Long_monochrome

 

   Каждый четверг


Документальный проект
«ПОМНИМ. СЧАСТЛИВЫ...»
на YouTube-канале Центра А.Вампилова

 

   __________________

ПРОГРАММА «КУЛЬТУРА ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ»

 

ЕЖЕДНЕВНО ПО БУДНЯМ с 10 до 16.00

экскурсии в Центре А. Вампилова

и

«Слово о Вампилове»

 

 Кутуликские друзья  

 

 ПО ВАШИМ ЗАЯВКАМ ПРОВОДИМ:

  

 — Тематический литературный урок

«Драматурги...из Прибайкалья»

 

урок1

 Стоимость билета 250 рублей

 

 — Тематический литературный урок для учеников 5-7-х классов

«Солнце в аистовом гнезде»

 

Солнце в аистовом гнезде. Фото - Анатолий Бызов

Стоимость билета 150 рублей 

 

— Литературный маршрут по  Вампиловским местам в Иркутске

  

В парке осенью

 

 

 _____________________

 

«Поговорим о странностях любви...»

Авторский подкаст Галины Солуяновой

на канале PodFm и Soundcloud

 

    _________________________________  

    Cultur38_Logo-01     

Президентский фонд культурных инициатив

banner-190x50